Александр Ильинский: Не будешь делать с душой, не будет продаваться, не будет любиться
За комбучей, эксклюзивными сумками и антиквариатом. Туристы везут из Тулы уже не только пряники и самовары. А предприниматели подстраиваются под спрос и переосмысляют тульские бренды. О том, с какими сегодня проблемами сталкиваются наши бизнесмены и на какую помощь могут рассчитывать рассказал министр развития предпринимательства и торговли региона Александр Ильинский.
Александр Александрович, мы в универмаге тульских брендов, и здесь, конечно же, есть классический, куда без самоваров, да?
Да, Анастасия, на самом деле это место, оно достаточно уникальное. Это практически единственное место в Туле, где продаются только тульские бренды, только тульские производители. Любой даже туляк может прийти, здесь только наш местный производитель. Конечно же, без самоваров не обойтись. Причем это рюмочные, это чашечные, это уникальная ручная работа, поделюсь, это наш тульский придворный фабрикант. Это действующий самовар.
Да, можно накидать туда щепок и попить чайку себе.
Очень-очень маленьких щепок.
Спички, и попить чайку, вскипятить порядка 180 грамм чашечки чая. Это ручная работа, на самом деле, аналогов на рынке практически нет. Мы гордимся нашими производителями. Это место выставочное, чтобы на показ была возможность у наших производителей поставить себя на показ.
Мы специально выбрали место, которое находится на пересечении многих туристических маршрутов. И она пользуется популярностью не только у гостей, но и у туляков, которые куда-то едут они бегут сюда, затариваются, закупают, знают, что здесь только тульское.
У вас самовары есть?
Дома? Не один. И электрический, и жаровый. Иногда собираемся с семьей вечером на дачу и обязательно затапливаем самовар. Даже есть эксперимент, когда топили самовар на сосновых шишках, он придает такой смолянистый хвойный вкус.
Десерты тоже исключительно тульские, правильно понимаю?
Исключительно тульские, причем и традиционные тульские пряники, и пряники, которые мы называли в детстве коврижками, они приготовлены на пряном основании, очень-очень оригинальны. Конечно же, с уникальными начинками, что очень пользуется популярностью у туристов: это и брусника, и клюква, острый перец.
На любой вкус, для любого потребителя и клиента. Это, конечно же, пастила наша Белевская, конечно же, зефир. Зефир в очень удобной упаковке. Ты открыл, ложечкой попробовал. Все приготовлено нашими тульскими мастерами, я не побоюсь этого слова, это не просто предприниматели, все изготовлено с душой. Не будешь делать с душой, не будет продаваться, не будет любиться.
И даже наши тульские предприниматели придумали наш чайный гриб фасовать, делать много вкусов, он на самом деле очень полезен и очень пользуется популярностью у любителей ЗОЖ, у спортсменов, что он прекрасно восстанавливает силы, он обладает многими микроэлементами.
И тульские предприниматели организовали производство, гордимся, придумали такое звучное название — «комбуча».
Очень модный, кстати, сейчас напиток в тренде.
Тула славятся, конечно же, не только пряниками и самоварами, а тульский мастер, он мастер на все руки. И наши предприниматели изготавливают и парфюмерию, и ароматические масла, и свечи, причём они изготавливают их с нашей тульской особенностью — запахи и ароматы. Это наша уникальная разработка наших мастеров. “Тула пряничная”, “Тула праздничная”, “Тула уездная”. Это оригинальные запахи, которые вы больше нигде не найдёте.
«Толстой» тоже стал брендом, который хорошо продаётся.
Да, конечно. Наши тульские предприниматели славятся не только своими производственными способностями, но и способностями в дизайне. У нас представлено в универмаге тульских брендов и одежда с местной символикой. Она очень популярна, кстати, у молодежи. У нас и кожгалантерея местных производителей. Это уникальная ручная работа, которых больше нет. То есть девушка приобретет сумку, которую не будет ни у кого. Это же мечта, поверьте мне.
Ну что, ассортимент действительно впечатляет. А как попасть сюда?
На самом деле очень просто. Это буквально два шага. Нужно стать участником проекта “Сделано в Тульской области”, это проект, который реализуется и инициирован правительством Тульской области, который объединяет бренды. Конечно же, это не просто объединение и награждение каким бы лейблом, но и продвижение их на рынках, на маркетплейсах, ну и в таких универмагах.
Если говорить о цифрах, сколько сегодня участников проекта?
Больше 200. У нас порядка 260 участников проекта “Сделано в Тульской области”. Чем дальше, тем больше мы видим накопительный информационный эффект, то, что производители тянутся друг за другом, я тоже хочу, но у нас незаявительный характер, у нас строгий отбор.
Правильно я понимаю, данный универмаг — это гарант качества, здесь мы точно не купим плохие носки, плохой крем для рук и совершенно точно не купим какой-то невкусный пряник?
Это не сто, это тысяча процентов. Вы совершенно правы, это исключительно качественные продукты, в которых можно быть уверенными. Они прошли отбор, комиссионный отбор комиссий.
Сувенирный магазинчик “Самоварная лавка” пользуется огромной популярностью не только у гостей, но и у жителей города. Хозяева, владельцы этой лавки собирают очень много старинных предметов быта. Конечно же, это не просто магазин, это настоящая выставочная экспозиция, это музей наших предметов быта и, конечно же, наших тульских сувениров. Это все из кладези семейных традиций. Здесь можно посмотреть, что везли из Тулы. Не только письма, например, но и швейные машинки, термосы, чайники.
Это у нас все производили в Туле, сифоны. У нас тульские сувениры, наша тульская продукция достаточно богатая. Здесь представлены доски резные.
Ностальгию можно поймать, потому что вот такой ежедневник, кажется, было всех. Я узнала еще тульского Левшу, он тоже стоял в серванте.
Идея пришла неожиданно, но когда мы стали воплощать, мы увидели, как люди, туристы, туляки реагируют на наш музей-лавку. Мы поняли, что это нужно, что эмоции позитивные, положительные, и решили дальше двигаться в этом направлении.
А что у вас в руках, расскажите.
У меня в руках коробочка. Это пряничная коробочка купцов Гречихиных.
То есть туда печатные пряники складывали?
Туда складывали, да, прянички. Это очень знаменитая фамилия пряничных купцов. До сих пор сохранился дом на улице Советской и Фридриха Энгельса, где жил этот купец, и внизу была лавка торговая.
Экономический кризис, СВО, пандемия. Такое ощущение, что предпринимателям всегда история подкидывает какие-то вызовы. Как они эти вызовы, тульские предприниматели, принимают и какой век сегодня переживают, с вашей точки зрения?
Да, вы совершенно правы. Мы видим, как экономика постоянно меняется. Но меняются и условия, в которых существуют предприниматели. И тульские предприниматели очень быстро адаптируются к этим условиям. Конечно же, и поддержка со стороны правительства тоже меняется. Мы вводим новые меры поддержки. Вот сейчас мы разработали новые меры поддержки для наших предпринимателей, которые являются бывшими участниками СВО.
Они приходят, и здесь для них существуют специальные меры. В тульском регионе введены такие понятия, как женский бизнес. Сейчас мы работаем над семейным предпринимательством. Для них тоже будут новые меры поддержки. Мы видим, что бизнес готов меняться под изменения трендов, рынков, экономики, и мы хотим ему в этом помогать.
Сколько у нас сегодня бизнесменов?
Малый-средний бизнес увеличивается с каждым годом, и на сегодня это более 55 тысяч по Тульской области, и особый сегмент растет, это предприниматели без образования юридического лица, это самозанятые, сегодня их уже 80 тысяч. Три года назад мы еще не знали, кто это такие, а сегодня их 80 тысяч, это говорит о том, что вектор, заданный государством, руководством региона, на популяризацию бизнеса, на выход его из тени, дает существенные плоды.
Как вы считаете, мы потолка еще не достигли, есть куда расти?
Конечно, конечно, есть куда расти, но расти сегментарно, то есть не в общем, а в качестве. И новый национальный проект, который определяет, что хватит расти вширь, нужно стремиться к качеству, определяет параметры, по которым оценивает, что такое бизнес в регионе, как он будет расти.
И вот эти новые параметры говорят, все, хватит, работайте над качеством, выпускайте больше продукции, платите больше зарплаты, производите больше оборудования.
Предприниматель — это тот, кто выживет в любой ситуации. Ну а, повторюсь, наша задача, региональных властей поддерживать его в любой ситуации, в трудной, либо в его опыте, открытии нового бизнеса, освоение новых высот. Мы также готовы помочь ему.