Аналитики: повышение НДС приведет к росту инфляции
Напомним, недавно Минфин России выступил с инициативой повысить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%. Также он предложил снизить порог доходов для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения для перехода к уплате НДС с 60 млн рублей до 10 млн рублей. Мы обратились к аналитикам с вопросом, чем это может грозить бизнесу и как повлияет на цены. По их мнению, это может привести к росту инфляции, хоть и краткосрочному, а также замедлению роста экономики.
Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global:«Главным образом, повышение НДС и снижение порога доходов для «упрощенки» с 60 млн рублей до 10 млн рублей повлияет на инфляцию. Очевидно, что бизнес будет закладывать в потребительские цены НДС, одни предприятия — повышенную ставку, если они подпадают под повышение, другие — в целом рост издержек.
В 2019 году с 1 января тоже был повышен НДС с 18% до 20%, что, разумеется, повлияло на инфляцию, но ее максимальный рост россияне на себе ощутили только по итогам января 2019 года, когда годовая инфляция выросла с 4,3% в декабре до 5%, а помесячная увеличилась за январь даже на 1% к декабрю. Но в феврале и марте 2019 года темпы роста годовой и помесячной инфляции замедлились, а в апреле начали снижаться. В итоге в конце 2019 года годовая инфляция замедлилась до 3%, несмотря на то, что в марте 2019 года она выходила на пик в 5,3%. Таким образом, влияние повышения НДС в начале 2019 года на потребительские цены было очень краткосрочным.
Скорее всего, влияние повышения НДС и снижения порога доходов для уплаты НДС предприятиям, работающим по системе УСН, также будет краткосрочным, при этом повышение налогов позволит сократить бюджетный дефицит в весьма короткие сроки. Самому бизнесу повышение НДС не будет слишком большой угрозой, так как фактически бизнес переложит издержки по уплате повышенного налога на плечи потребителей, но, скорее всего, это будет ненадолго.
Важно отметить, что в России некоторые отрасли бизнеса вообще не облагаются НДС или облагаются по льготной ставке в 10%, например, банковские и страховые услуги, производство продуктов питания, фармацевтика, производство детских товаров, медицинских товаров, минеральные удобрения и т.д. Но эти отрасли не будут чувствительны к изменению НДС, так как нулевая или 10-процентная льготная ставка для них не изменятся.
Возможно также, что у многих малых и средних предприятий на фоне снижения порога доходов для применения «упрощенки» появится больше мотивов для слияния с более крупными конкурентами, а для более крупных компаний появится больше возможностей для еще большего укрупнения своего бизнеса и увеличения доли на рынке. Для бизнеса может быть более чувствительной темой, чем повышение НДС, замедление темпов снижения и тем более — пауза в снижении ключевой ставки ЦБ РФ, так как от скорости и глубины снижения «ключа» напрямую будут зависеть темпы экономического роста. Мы ожидаем, что в 2026 российский ВВП вырастет на 1-1,5%».
Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»:«НДС — косвенный налог, который взимается с добавленной стоимости на каждом этапе реализации товаров и услуг. Повышение НДС отразится на бизнесе как неизбежное увеличение издержек, которое будет переложено в конечную цену продукта для покупателя — полностью или частично, в зависимости от эластичности спроса. Кроме того, для предприятий это может создать дополнительную потребность в оборотных средствах, дефицит которых и так отмечается многими предприятиями как ограничение производственной деятельности. С другой стороны, повышение цен снижает покупательную способность потребителей, в результате они будут экономить, выбирая из необходимых товаров более дешевые и, возможно, откладывать приобретение товаров длительного спроса или необязательного потребления. Таким образом, повышение НДС может одновременно привести к повышению инфляции (этот эффект обычно краткосрочный) и к замедлению роста экономики (что впоследствии может оказать дезинфляционное влияние).
Малый бизнес оказывается под ограничениями сразу с нескольких сторон — повышение ставки НДС, снижение порога выручки МСП на упрощенке для перехода к уплате НДС с 60 млн рублей до 10 млн рублей и отмена льготного тарифа страховых взносов для части отраслей. Как отмечают некоторые представители бизнеса, для предприятий на УСН возрастет не только налоговая, но и административная нагрузка, связанная с учетом и исчислением НДС, причем на адаптацию отведено крайне короткое время.
Для экономики новость негативна еще и в том плане, что после налоговых изменений 2025 года (повышение ставки налога на прибыль, введение 5-ступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ, введение порога для уплаты НДС предприятий на УСН 60 млн рублей) официально декларировалось, что «базовые налоговые условия будут сохраняться до 2030 года». Однако не прошло и года — и налоговые условия вновь существенно меняются. С точки зрения бизнес-планирования частое изменение налоговых условий — один из важных факторов экономической неопределенности, которая может быть сдерживающим фактором для решений по инвестициям.
В последний раз ставка НДС повышалась в 2019 году — с 18% до 20%. Банк России оценил вклад повышения НДС в инфляцию за период с июля 2018 по апрель 2019 года в размере 0,55-0,7 процентного пункта. Это оказалось близко к нижней границе его первоначальных ожиданий вклада повышения НДС в инфляцию — от 0,6 до более 1,5 процентного пункта. Сейчас, на наш взгляд, проинфляционный эффект от повышения НДС может оказаться выше, чем он был в 2019 году — за счет более высоких темпов роста зарплат, сокращения прибылей компаний, повышенных инфляционных ожиданий, менее конкурентного внутреннего потребительского рынка. При этом его эффект ожидается в 4 квартале 2025 — 1 квартале 2026 года».