Артисты из 20 стран показали цирковое искусство на фестивале в Петербурге

Артисты из 20 стран показали цирковое искусство на фестивале в Петербурге

Мексиканский клоун входит в образ моментально: как только видит нашу камеру. А африканские артисты впечатляют всех ещё до выступления — яркими костюмами. Гигантские цветные перья в стиле наряда для бразильского карнавала здесь только приветствуются. Цирк — это эмоции. Чем ярче мимика и одежда — тем лучше и интереснее. Границ у этого искусства нет. Ни географических, ни жанровых. 170 артистов из 20 стран съехались на берега Невы себя показать и на других посмотреть. Смешались в кучу кони, люди, собаки. В ожидании, когда объявят именно их номер.

Последние приготовления перед началом. Международный язык — английский, но и без слов профессионалы почти всё понимают.

Языкового барьера вовсе нет у четвероногих артистов. Главное требование дрессировщиков — не отвлекать их, не подходить к манежу слишком близко. Животное может испугаться.

Далматинцы верхом на пони — увидеть такое, пожалуй, можно только в цирке. Полное взаимопонимание и гармония…

«101 далматин: это и собаки далматины, и пони далматины, и сейчас будут лошадки тоже далматины. Они не крашеные. На самом деле такая порода лошадей и пони. Русский цирк — он был всегда и будет с животными. И мировой цирк — он славился номерами с животными, и наш фестиваль пригласил, конечно, замечательные номера с животными. Зебры, ламы, гиббоны, дикобразы, обезьяны, лемуры — все эти животные будут на фестивале», – рассказал главный режиссер фестиваля циркового искусства «Без границ» Гия Эрадзе.

А вот тигров не будет, рассказал прославленный дрессировщик народный артист России Эдгард Запашный. На этот раз он только ведущий фестиваля. Вспоминает: за последние 4 года видел разные цирковые школы. Каждая страна так или иначе на арене показывает свою культуру. Через номера, костюмы, взаимодействие с публикой. Так, если цирковые артисты из Азии за традиционный подход, их африканские коллеги способны удивить даже искушённых. Многие подгоняли свою физическую форму именно к фестивалю.

«Всегда показываются трюки мирового уровня. Это значит, они исполняются здесь, сейчас, и дальше на протяжении многих лет могут не исполняться, потому что это очень опасно. Сейчас на фестивале акробаты с качелями из Эфиопии. И это очень сильный номер, который однозначно ворвался в десятку лучших номеров. А зайдя к ним на социальную страницу, я увидел, что 5 лет они репетировали среди пальм и свет — только естественное освещение солнцем», – рассказал Эдгард Запашный, генеральный директор Большого московского государственного цирка, народный артист РФ.

Зрители замирают от волнения, наблюдая и за номером акробатов из Танзании. Артист взбирается по лестнице, держа напарника… на лбу.

Венгерские воздушные гимнастки тоже не оставят равнодушными. Хотя бы потому что выступают под куполом цирка без страховки. Её некуда крепить, да и можно запутаться. Такая вот особенность жанра. Без долгих тренировок и доверия к партнёру — не обойтись.

Буквально на каждом углу происходит что-то интересное. Вот так сейчас готовятся к выступлению монгольские артисты. А здесь у нас Италия и Мексика.

В свою гримёрку нас с улыбкой зовёт Денди Данно. Клоун. Без этого жанра цирковое искусство представить невозможно. Темпераментный итальянец выступает в дуэте с партнёршей Дивой Джи. Без труда вспоминает Славу Полунина и Олега Попова. Признаётся, быть клоуном — даже не мечта, больше.

«Это моя жизнь. Просто ребёнок внутри меня. Он и есть клоун, сценический персонаж. Это не профессия, это моя жизнь! Слава Полунин. Олег Попов… Мой учитель познакомил меня с этим клоуном. Я был очень воодушевлён Поповым. Фактически, он стал моим кумиром. Так как в моём понимании это человек, который был буквально рождён клоуном, и это его призвание», – рассказал Денди Данно, представитель дуэта клоунов (Италия).

Привычные клоунские атрибуты — такие как огромный накладной красный нос — итальянский дуэт не использует. Ссылается на другую школу и свою философию.

«В первую очередь, клоун — это тот человек, который учится всю жизнь. Мы интересовались разными стилями этого жанра, включая стиль, при котором клоун не носит красный нос и какие-то свои привычные атрибуты. Нам кажется, клоун — это внутреннее состояние, и какие-то отличительные знаки не нужны», – рассказала Дива Джи, представительница дуэта клоунов (Италия).

Цирковое закулисье. Среди различных элементов здесь, например, эта ваза. Сама по себе как произведение искусства. А ещё и атрибут для выступления китайских акробатов. Весит она три с половиной килограмма. Конечно, меньше, чем настоящая. Но тоже весомая.

Ронять вазы можно — не разобьются. Однако нежелательно. Чтобы освоить жонглирование подобными предметами, зачастую требуется три года обучения, рассказывает художественный руководитель коллектива.

«История этого номера корнями уходит в глубокую древность. Он зародился тогда же, когда появилось китайское государство. На берегах реки Хуанхэ. Изначально действо имело практическое значение. В подобных вазах носили абсолютно разные продукты и жидкости. Руки были заняты. Сосуды ставили на плечи и даже на голову. Постепенно это переродилось в современный вид циркового искусства», – рассказал Шиган Бай, художественный руководитель акробатической группы (г. Цзинин, КНР).

Удивлять и дарить радостные эмоции — их профессия. На 4 дня город на Неве стал столицей цирка. Репризы клоунов, номера с животными, мастерство жонглёров или акробатов, прыгающих на батуте. Их выступление — как дорога в детство. Равнодушных — нет.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

01:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025