Более 60% туристов бронируют на агрегаторах страны СНГ
62% всех международных бронирований на «Островке» приходится на страны СНГ, и за последние два года их доля выросла. Об этом рассказала генеральный директор компании Дарья Кочеткова на деловой сессии «Цифровой мост: технологии для развития туризма СНГ». О чем еще говорили на форуме Travel HUB «Содружество», проведенного совместно с дирекцией «Путешествуй!» фонда Росконгресс, — в материале Profi.Travel.
Как пояснила Дарья Кочеткова, рост спроса на страны СНГ среди клиентов агрегаторов связан с улучшением логистики, развитием инфраструктуры, появлением новых туристических объектов и упрощением расчетов — в ряде государств содружества легко использовать рубли или местные карты. Беларусь — одно из самых популярных направлений.
При этом растет интерес к СНГ не только у самостоятельных туристов, но и у корпоративных клиентов. Сегодня их доли на платформе почти равны — чуть менее 50/50, — и оба сегмента все чаще выбирают эти направления как для отдыха, так и для деловых поездок, конференций и мероприятий.
Модератором дискуссии выступил генеральный директор Profi.Travel, соруководитель комитета по въездному туризму РСТ Алексей Венгин.
Он отметил, что сегодня туризм для большинства стран СНГ — это стратегическое направление. Доля туризма в ВВП России уже составляет 2,9%, цель — 5% к 2030 году.
«Я думаю, что это общий вызов для всех наших стран. Задачи, которые стоят перед нами, — это увеличение взаимных турпотоков между странами, поиск новых подходов к продвижению и дистрибуции продукта, так как многие старые уже не работают. И, конечно, в наше время цифровизация и взаимная интеграция цифровых решений — один из важнейших факторов роста туризма», — сказал Алексей Венгин.
В подтверждение этой мысли в рамках сессии турбизнесу впервые представили мобильное приложение с модулем искусственного интеллекта для поездок в Россию иностранных туристов — Visit Russia. По словам исполнительного директора РСТ, руководителя Регионального совета Дмитрия Манина, оно позволяет выбрать направление, забронировать отели и авиабилеты, страховку, подать заявку на электронную визу или найти визовые центры, а во время поездки работает как персональный гид. И все это — на 36 языках.
Как прокомментировала руководитель по связям с общественностью туроператора Fun&Sun Ольга Ланская, не менее важно сосредоточиться на практических сервисах, повышающих комфорт туриста. Например, когда путешественник, идя по эко-тропе, может через приложение найти ближайших локальных партнеров сервиса — например, местных жителей, предлагающих аутентичную еду. Чтобы внести предоплату и прийти к назначенному времени к накрытому столу. Такой подход, по мнению спикера, не только обеспечивает удобство, но и погружает туриста в культурную среду.
На круглом столе «Международный туризм в многополярном мире», организованном Ассамблеей народов мира, который также прошел в рамках форума, тема туризма в странах СНГ продолжилась. Торговый представитель РФ в Таджикистане Александр Рыбас отметил рост турпотока в республику из стран СНГ и подчеркнул, что Россия входит в число лидеров по спросу, а доля россиян среди туристов устойчиво растет.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктур Наталья Костенко напомнила про недавно принятый закон, который предусматривает предоставление льгот туроператорам, отправляющих туристов в дружественные страны. Сейчас эта норма действует для сопредельных государств, но список стран будет расширяться, пообещала депутат, добавив, что в приоритете у законодателей остается развитие внутреннего туризма.
Контрактинг российских туроператоров с турецкими отельерами на лето 2026 г. — в самом разгаре, но уже можно сказать, что цены в Турции повысились меньше, чем в прошлом году. Об этом рассказала Profi.Travel заместитель генерального директора Anex Яна Муромова 1 октября.
«Контрактинг с турецкими отелями идет полным ходом — сейчас в нашей системе бронирования отражено только 40% от всего планируемого объема. Тем не менее, уже сегодня можно сказать, что повышение цен на следующий сезон вернулось к норме — оно составляет в среднем 10–15%. Тогда как в прошлом году подорожание доходило до 25%», — подчеркнула Яна Муромова.
Повышение контрактных цен на турецкие отели на 10–15% подтвердили и в туроператоре «Интурист».
При этом Яна Муромова отметила, что не может согласиться с оценками турецких коллег относительно заметного «горения» в пик сезона-2025: «У нас загрузка рейсов в Турцию в среднем была 97%. И с конца августа мы уже считаем летний сезон для себя закрытым, поскольку добились всех плановых показателей. Возможно, говоря о горящих турах, в Турции имеют в виду прежде всего европейский рынок».
Напомним, ранее на Стамбульской туристической выставке ITF туроператоры и отельеры Турции заявили, что 2025 год не оправдал их ожиданий, а в пик сезона бронирования шли last minute из-за несбалансированной ценовой политики. Сегодня турецкое издание Turizm Guncel опубликовало мнение заместителя генерального директора Tatilbudur Мустафы Кемаль Чубука, который подтвердил: некоторые курортные отели оставались пустыми в этом июле, а 2025-й назвал «годом последней минуты», имея в виду глубину бронирований.
Впрочем, по словам топ-менеджера Anex, единственной проблемной зоной в Турции этим летом было Эгейское побережье — там ощущался спад спроса. «Даламан и Бодрум, действительно, несколько «подгорали». Прежде всего потому, что местные отели не соответствовали в этом сезоне запросу российских туристов на баланс «цена/качество». Клиенты турфирм видели, что гораздо выгоднее и комфортнее было полететь на анталийское побережье», — пояснила она.
Эксперт уточнила, что в сезоне-2026 тенденция, скорее всего, продолжится. Если отельеры Даламана и Бодрума не поменяют свою политику ценообразования, там снова можно ожидать проседания спроса и покупок туров last minute, поскольку Анталия будет выигрывать в конкурентной борьбе с ними и за счет более выгодных предложений, и за счет более масштабных полетных программ.
При этом Яна Муромова отметила: итоговое ценообразование туров на сезон-2026 будет зависеть в том числе от объема перевозки, который также станет окончательно понятен по итогам контрактинга.
По данным Profi.Travel, количество городов вылета, уже сегодня заявленных основными крупными туроператорами в полетных программах в Турцию на лето-2026, как минимум на 7 больше, чем в прошлом году. При этом, по словам самих представителей компаний, полетка еще будет дополняться.
Что касается Бодрума и Даламана, там, действительно, обратная картина: если прошлым летом чартеры в него стояли минимум из пяти российских регионов, то в 2026 году туристов повезут только из Москвы и Санкт-Петербурга. А это сделает цены на туры на Эгейское побережье еще менее привлекательными, подтверждают на рынке.