«Человек как скотина — ко всему привыкает»: как строительство тоннеля повлияло на жизнь кировчан
15 апреля в Кирове началась реализация одного из самых сложных и ожидаемых инфраструктурных проектов — строительство тоннеля под Транссибирской магистралью в Нововятском районе. С этого момента главной болью кировчан стал 41 микрорайон, точнее сложности с тем, как до него добраться, и как выбраться оттуда.
Так, сейчас Нововятск и его часть разделены пешеходным переходом через железнодорожный переезд. В день начала работ мы проверяли, готов ли переход к резкому наплыву людей. К сожалению, 15 апреля рабочие в поте лица чинили раскрошившиеся ступени и дорогу рядом с ней. Сегодня же, приехав на место, мы приятно удивились: лестницы не крошатся, а территория около переезда не вызывает первобытный страх.
Приглядевшись, становится заметно, что ступени довольно узкие, пандус аж с четырьмя изгибами... Чтобы забраться на переезд, пожилым, людям с колясками или людям с велосипедами, а также маленьким детям надо преодолеть полосу препятствий. После они оказываются на платформе, где в метре от них с бешеной скоростью проносятся многотонные товарные поезда. Даже стоя у ограды, становится страшно и перехватывает дух. Однако некоторые смельчаки (даже вместе с детьми) весело бегут под трель семафора, сообщающего о приближении «товарняка».
Жители 41 микрорайона, которые вынуждены проходить эти испытания каждый день, чтобы добраться до «цивилизации», реагируют на них по-разному. В одном мнение сходится: страшно. Страшно переходить самим, страшно отправлять детей. Взрослые, видя, что рядом с ними дети, пытаются их уберечь от любого неловкого движения, чтобы ошибка не стала роковой. Некоторые родители решили, что их дети не будут толпиться в автобусах, а потом бежать в толпе через переезд, каждый день рискуя жизнью. Их выбор пал на такси. Однако и тут все оказалось не так радужно, как это было раньше. Поездки из района в Нововятск, стоившие до начала строительства тоннеля порядка 300 рублей в одну сторону, сейчас обходятся в 800. Чтобы добраться до центра Кирова, а потом вернуться обратно, придется выложить около 2,4 тыс. рублей.
Местные жалуются: в районе две школы — №65 и №61, в самом Нововятске — №66 и №62. Последняя среди жителей считается лучшей, поэтому родители стремятся отдать свое чадо именно туда. А еще кружки, секции и прочие программы дополнительного образования — все это вынуждает ребят и их родителей каждый день либо рисковать и переживать, как добраться, либо спокойно доехать, отдав за это около 8 тыс. рублей (если брать 5-дневную учебную неделю). По данным Кировстата, номинальная начисленная заработная плата работников организаций Кировской области за январь – июнь 2025 года составила 65 тыс. рублей (без вычета налогов). Следовательно, траты на проезд за одну учебную неделю одного ребенка составляют существенную часть зарплаты одного из родителей.
К сожалению, позволить себе ежедневные поездки на такси может далеко не каждый, поэтому пассажиры автобусов №52, 46 и 87 пересаживаются на маршрут №46а в 41 микрорайоне. 18 апреля, через несколько дней после начала работ, Вячеслав Симаков проехал на одном из этих втобусов и пообщался с пассажирами, которые пользуются пересадочным рейсом. Глава горадминистрации отметил: «Автобусы соблюдают график, действует бесплатный тариф при пересадке на маршрут №46А. Поговорил также с водителями общественного транспорта. Есть ряд вопросов по обустройству остановок. Постараемся внести некоторые коррективы, чтобы автобусы могли свободно двигаться по графику, у них была возможность встать на стоянку и дождаться пассажиров», — рассказал Симаков.
Удивительно, но у местных жителей не такие восторженные отзывы после ежедневных поездок: люди утром и вечером не вмещаются в автобусы, распихивают друг друга, пытаются залезть, ужаться и молятся, чтобы без происшествий доехать по узкой дороге. Иногда людей на остановку идет настолько много, что автобус не дожидается и уезжает. «Если не успел добежать и втиснуться, приходится ждать следующий, а ездят они как попало», — жалуется местная жительница.
Единственная хоть и сомнительная, но отдушина, которая появилась 1 сентября — беспересадочный 52 автобус. Он связывает центральную часть района с микрорайоном Радужный и территорией за железнодорожным переездом.
Две бабушки, живущие в 41 микрорайоне поделились, как поменялась их жизнь после начала строительства: «Еще хоть на своих ногах ходим. Кто с палочками — очень тяжело. С 1 сентября пустили автобус беспересадочный, правда едет через Радужный, дольше. Зато не надо переходить... Днем количество людей в автобусах еще терпимое, а если вот час-пик, или утром, когда студенты едут... Летом еще ничего, боимся, что будет зимой. Как будут чиститься лестницы? После начала строительства вообще стало сложнее, особенно пожилым. Ради шутки мы говорим: «Человек как скотина — ко всему привыкает». Куда нам деваться? У меня двое внуков в музыкальную школу ходят, я часто хожу, так вижу, как взрослые следят за ребятками, не разрешают выходить. Оберегают даже чужих. Не у всех родителей есть время. Кто может, так приходят вместе, переводят, на автобус сажают и обратно, потом встречают. Столько лет ждем этого тоннеля, хотя бы автобусы будут ходить по расписанию, а то сейчас в поликлинику [в Нововятске, прим. ред.] приходится за 1,5 часа выезжать. Расписание есть, конечно, но не всегда совпадает, к сожалению. В основном люди успевают, но если народу много, так смысл автобусу ждать, он уезжает. Все эти трудности переживаемы, лишь бы Бог жизни дал дожить до этого тоннеля. Я мечтаю хоть один раз пешком пройти по нему!».