«Даешь трудовые резервы»: как в Петербурге готовят квалифицированные кадры для рабочих профессий
Появилась крепкая система подготовки трудовых кадров. В советское время рабочий человек или, как тогда ещё говорили, человек труда, был в почёте и неизменно оставался важнейшей фигурой в собрании главных идеологических символов. Правда, это не всегда совпадало с действительностью, да и времена менялись. Настал момент, когда экономистов и юристов стало с избытком, а вот хорошего сварщика — днём с огнём не сыщешь. Сейчас подготовка квалифицированных рабочих кадров возведена в ранг задачи государственной. Конкурентные зарплаты, стабильность, работа на современном высокотехнологичном оборудовании, наставничество.
Всё это привлекает молодёжь, многие сознательно не поступают в вузы, а идут за средним профессиональным образованием. Впрочем, в таком деле как выбор профессии, решающим по-прежнему может стать и пример семьи. Трудовые династии — это тоже примета нашего времени.
Со стороны – ничего примечательного. Обыкновенная рабочая рутина. Но не для мастера. По его словам, он почти пишет картину.
«Здесь полуавтомат и ручная сварка. Это своего рода искусство. Каждую чешуйку выводишь, художник — кисточкой, а мы — сварочным электродом. И получается такая красота. Если это внутренне увидеть, то просто прелесть», — рассказал электросварщик судостроительного завода «Северная верфь» Алексей Чистяков.
Влюбился в профессию — с первого взгляда. Ещё ребёнком пришёл сюда с папой на производство. Более 40 лет стажа. Теперь делится опытом со своим сыном.
«Я очень долго выбирал профессию себе, потом посмотрел на папу и решил пойти по его стопам. Плюс и дедушка ещё был сварщиком. Я думаю: «дай попробую». И всё, втянулся», — рассказал электрогазосварщик судостроительного завода «Северная верфь» Олег Чистяков.
Три поколения сварщиков. Строили сухогрузы, эсминцы и ремонтировали легендарную «Аврору». То ли талант передается с генами, то ли крепнет с годами. Вопрос риторический. Для представителей любой трудовой династии.
«Я учился, смотрел на дедушку, как он варит, и думал: «так, хочу именно на сварщика поступить». И поступил на сварщика. Я чувствую, что это та самая работа, которую я хотел в жизни», — рассказал первокурсник Ижорского политехнического колледжа Александр Афонин.
А вот у Вари такого примера нет. Но и она выбрала рабочую профессию. У токарного станка. Поясняет, всегда что-то мастерила.
«У меня к этому есть какой-то интерес, это что-то новое, тем более, раньше я работала с деревом, теперь с металлом и сплавами могу работать. Надо понимать, как всё делать. И ты думаешь, делаешь всё это руками, и это приносит какую-то пользу», — рассказала первокурсница Ижорского политехнического колледжа Варвара Степанова.
В этом году интерес к рабочим профессиям оказался небывалым. Новые правила поступления после девятого класса. Можно — по двум предметам ОГЭ: русский и математика.
«Впервые в XXI веке благодаря эксперименту с двумя ОГЭ, мы набирали так быстро на свои рабочие профессии, это сварщик и оператор станков ЧПУ, что даже еще пришлось отбирать. Обычно первыми у нас были IT-технологии, либо поварское дело. Этот год показал совершенно другие результаты», — рассказал директор Ижорского Политехнического колледжа Игорь Степанов.
Заслуга также федерального проекта «Профессионалитет», объединившего науку и бизнес. Создаются отраслевые кластеры. Обучение становится более интересным и перспективным.
Колледжи работают в тесной связи с предприятиями. Те организуют практику, выделяют наставников и даже спонсорскую поддержку. Например, эти сварочные аппараты куплены весной на грант компании-партнера. Такие же завод сам использует. То есть студентам не придется переучиваться.
А еще у ребят насыщенная студенческая жизнь. Занятия спортом и творчеством. Конкурсы мастерства. Раскрыть таланты значительно проще.
«У нас много кружков, куда ходят студенты, у нас часто выступления, в которых участвуют студенты. Мы выезжаем на мероприятия в другие колледжи, чтобы обменяться опытом», — отметила председатель студенческого совета Ижорского политехнического колледжа Елена Забелина.
Среднее профессиональное образование позволяет быстрее построить карьеру. Как и в советское время, когда в 40-м году начали плановую подготовку рабочих. Чтобы поднять промышленность, создавали ремесленные и железнодорожные училища. Туда призывали с шестого класса.
«Призванные в училища и школы фабрично-заводского обучения ребята обеспечивались всем необходимым: это, прежде всего, спальное место с постельным бельем и одеялом, им также выдавали полностью одежду, нижнее белье, сменную форму. И, конечно, они обеспечивались питанием», — рассказала заведующая музеем истории профессионального образования Дворца учащейся молодёжи Екатерина Черноусова.
Со всей страны молодежь ехала в Ленинград. И в другие города Союза. В годы Великой Отечественной войны именно «трудовые резервы» в тылу ковали Победу. В Ижорском политехническом колледже — целая коллекция предметов с «боевыми ранениями».
«Ижорцы, находясь на Ижорском заводе, отливали из металла такие вот щиты. Здесь отверстие, чтобы можно было пулемету пройти, но так, чтобы человека можно было не задеть, то есть спасали жизни», — отметила заведующая музеем Ижорского политехнического колледжа им. Героя Советского Союза Алексея Тазаева Наталья Немолотова.
В 1942 году учредили нагрудный знак «Отличник государственных трудовых резервов. Чтобы его получить, учащийся должен был выполнять две, а то и три производственных нормы взрослого рабочего. Кроме того, учитывалась успеваемость и участие в самодеятельности. Награда была очень почетной.
Работники получали зарплаты и премии. В тяжелых условиях находили силы на творчество. Так, в ремесленном училище имени Ленина №12 в самый разгар войны организовали оркестр баянистов. Он существует до сих пор. Трудовые резервы отменили в 1955 году. Система осталась, а вот задачи усложнились многократно. Чтобы открыть себе путь к станку, теперь нужны не только золотые руки, но и умение управлять промышленными роботами, предлагать IT-решения и дружить с искусственным интеллектом.