Дагестан популярнее Кавминвод? Куда летали россияне этим летом

Дагестан популярнее Кавминвод? Куда летали россияне этим летом

В топ-5 городов России, куда летом чаще всего покупали авиабилеты, вошли Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Калининград и Махачкала. Такие данные содержатся в исследовании «Авиасейлс», результатами которого компания поделилась 16 октября. Все направления — туристические. Однако, например, вызывает удивление Дагестан, обогнавший востребованный у туристов регион Кавказских Минеральных Вод. Подробнее о статистике билетного агрегатора и о том, насколько и почему она отличается от данных туроператоров, написали в материале Profi.Travel.

«Жирный кусок пирога»

Стоит сразу оговориться, что в статистику по билетам попадают не только те, кто отправляется на отдых, но и те, кто едет в командировку, к родственникам, а также пассажиры, которые летают с различными другими целями. Но, в любом случае, как сказал PR-директор «Авиасейлс» Янис Дзенис, лето — «это самый жирный кусок пирога, который вообще есть на рынке». На него приходится примерно 30% продаж всех авиабилетов по году и большая часть отпусков.

У «Авиасейлс» самый активный прирост по продажам этим летом, по сравнению с данными прошлого, получили Приволжский, Южный, Сибирский и Уральский федеральные округа. Но наибольшее число бронирований приходится, естественно, на Центральный и Северо-Западный. Из города из первой пятерки, это как раз ЦФО, СЗФО, ЮФО и СКФО.

В первую десятку городов входят Минеральные воды (Северо-Кавказский округ), Екатеринбург (Уральский округ), Казань, Уфа и Самара (Приволжский округ).

Интересно, что в первой пятерке городов увеличилось количество бронирований авиабилетов на это лето в Москву и Калининград, а вот по Санкт-Петербургу показатели немного снизились, по Сочи и Махачкале — более ощутимо. Минводы, которые попали на 6 место, также показали отрицательную динамику, как и Казань. Чаще стали летать в Екатеринбург, Уфу и Самару.

Туристов по авиабилетам не считают

Для туроператоров лето — это, естественно, тоже «жирный кусок пирога». Однако, данные мало совпадают со статистикой по билетам. «Авиатуристы — это 40-45% потока. По отдельным направлениям, конечно, путешествующих воздушным транспортом больше. Например, в Дагестан поток распределяется примерно 50 на 50, но авиасообщение все же доминирует, — пояснил вице-президент АТОР, генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. — В Крыму и вовсе работающего аэропорта сейчас нет. Поэтому, если говорить о туристах, мы не можем сделать вывод о популярности направления, основываясь на покупках авиабилетов».

Эксперт привел такой топ-5: Краснодарский край — абсолютный лидер по численности, на 2 и 3 местах обе столицы, далее Крым, Кавминводы, Татарстан. Калининград с Махачкалой в десятке тоже есть.

У «Алеана» на первом месте тоже Краснодарский край — 50% бронирований от общего объема бронирований на лето по внутренним направлениям (из них на Сочи приходится 54% от бронирований Краснодарского края), на Анапу и Геленджик по 19%), на Тупсе — 5%, а на курорты Азовского моря — 3%).

Далее идут Крым (13% бронирований), курорты Кавминвод (12%), Санкт-Петербург и Ленобласть (4%), Москва и Подмосковье (3,5%), Калининградская область (3%). Последние места в десятке делят: Дагестан и Алтай (по 2%), Башкирия и Тюменская область (по 1%).

«Наш внутренний топ обусловлен структурой нашего портфеля, у нас традиционно самые бронируемые направления — Краснодарский край, Крым, Кавминводы», — подчеркнули в компании. Именно этим, вероятно, объясняется отсутствие в тройке лидеров Москвы и Санкт-Петербурга.

Минеральные Воды vs Махачкала

Но интересны данные по Махачкале и Минеральным Водам, которые в обеих компаниях уверенно опережают Дагестан, а вот по покупкам авиабилетов ситуация обратная.

Сергей Ромашкин пояснил, что Кавминводы пользуются спросом в основном у возрастных туристов, которые предпочитают добираться на поезде. Таких — 70%. Дагестан же популярен у более молодых, более активных путешественников, предпочитающих авиа. При этом, эксперт подчеркнул, что в целом поток в Кавминводы в компании примерно в 4 раза больше, чем в Дагестан.

Эксперты «Алеан» напомнили, что емкость отельной базы Кавминвод значительно больше, чем в Дагестане. «В год Кавминводы принимают более 4 млн туристов, а Дагестан около 1,8 млн. Через аэропорт Минеральных Вод ехали и на Архыз, и в Краснодар (когда аэропорт Краснодара был закрыт). Поэтому не можем говорить, что Дагестан опережает Кавмиводы по популярности и объяснить, почему у Авиасейлс такая статистика», — пояснили в компании.

Есть и просто рыночные причины роста спроса на авиабилеты по тем или иным направлениям. «Если в какой-то момент цена на перелеты снижается, поток авиатуристов растёт. Если цена на авиа, наоборот, возрастает, более востребованным становится личный, железнодорожный транспорт», — напомнил Сергей Ромашкин.

Возможно, ростом цен объясняется и снижение продаж авиабилетов, например, в Сочи (тут могла сыграть роль и ситуация в Анапе, но туда обычно добираются по земле), в Махачкалу, Кавминводы.

Кстати, оба туроператора отметили рост продаж Дагестана. При этом, в «Дельфине» его оценили на уровне 15%, а у «Алеана» этим летом спрос по направлению вырос на 28% относительно аналогичных дат 2024 года. Из-за экологического ЧП в Анапе часть туристов переориентировалась с Черного моря на Каспийское. По Кавминводам у «Дельфина» прирост на уровне 4-5%, у «Алеана» — спрос сохранился на уровне прошлого года.

Глубина продаж и продолжительность отдыха

Этим летом, по данным «Авиасейлс», незначительно увеличилась длина поездки. Если в прошлом году между билетом туда и обратно в среднем разница была 7 дней, то в этом — 8. Но в Минводы, например, прилетали в среднем на 10 дней. Однако, сократилась глубина продаж: с 19 дней до 17. Правда, если говорить о самых популярных направлениях, то в Калининград авиабилеты покупают за 30 дней, а в Сочи — за 25. Естественно, ближе к вылету обычно стоимость перелетов растет, тем более на популярных и дальнемагистральных направлениях. Поэтому, например, глубина продаж авиабилетов на Камчатку — 51 день.

У туроператоров при путешествиях по России туристы обычно покупают только наземное обслуживание. И, например, как рассказали в компании «Алеан», в Кавминводах средняя продолжительность отдыха, как и в прошлом году, составляет 11-12 дней. Глубина продаж — далеко не 17 дней: есть объекты, которые бронируют за полгода, есть те, которые оплачивают за 2-3 месяца до заезда.

По Краснодарскому краю средняя продолжительность тура была 8,5 дня, стала 8,2. Глубина бронирований сократилась в сравнении с данными прошлого года: летом было много продаж за 2 недели до заезда.

В Калининграде туристы стали отдыхать чуть дольше: средняя продолжительность была 6,4 дня, стала 6,6. «Глубина бронирования выросла. Особенно в пляжных отелях. В этом году средний ценовой сегмент разобрали уже в январе-феврале, в то время как в прошлом году большая часть продаж по пляжным объектам была весной», — отметили эксперты «Алеана».

То есть в целом наземку бронируют раньше, чем авиабилеты. Это может объясняться не только ценами (например, скидками при раннем бронировании), но и дефицитом мест в популярных регионах. При покупке в последний момент, выбора может практически не остаться.

В будущем сравнение данных может стать более показательным. В «Авиасейлс» озвучили новые возможности туристической аналитики, которые должны скоро появиться. Это динамика поездок в города без аэропортов (а среди них немало популярных, турпоток в которые растет), отслеживание, где и как путешественники предпочитают останавливаться, сравнение популярности направлений по типу размещения, объединение в статистике авиаперелёты и бронирования жилья. Это позволит исключить тех, например, кто едет к друзьям или родственникам.

В октябре «Яндекс» сообщил о запуске трансферов. Пока — только для бизнес-клиентов. Учитывая, что столичный рынок такси уже по факту монополизирован экосистемой, будущее сегмента вырисовывается интересное. Profi.Travel собрал мнения экспертов о том, как этот шаг крупного агрегатора, активно отвоевывающего себе долю в сфере туризма, повлияет на отрасль.

Какие цены на трансферы «Яндекса»?

Как пояснили в Яндекс Go, алгоритмы отслеживают статус перелета по номеру рейса, указанному в личном кабинете, чтобы машина приехала ко времени посадки. Предполагается, что при задержке рейса время подачи автомобиля скорректируется автоматически. Стоимость такой услуги — цена поездки по тарифу плюс минимум 500 руб. за увеличенное времени ожидания. Эта сумма может меняться (в большую сторону) в зависимости от тарифа и аэропорта подачи, уточнили в компании.

За «встречу с табличкой» к стоимости поездки прибавляется фиксированная оплата за повышенное время ожидание (до 50 минут после посадки самолета), а также стоимость парковки — от 1100 руб.

Как комментируют в фирмах, занимающихся трансферами, стоимость вполне конкурентная. «Хотя, судя по описанию, ценообразование сложное, по крайней мере, в Москве, — говорит CMO компании Intui travel Алена Балахничева. — И непредсказуемая окончательная стоимость приемлема не для каждого бизнеса».

Первый шаг на пути к цифровизации туризма

Мнения экспертов о влиянии выхода «Яндекса» в сегмент трансферов на туристический рынок в целом разошлись. Например, соруководитель комитета Российского союза туриндустри, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин считает, что это первый (и необходимый) шаг на пути к цифровизации туризма.

«Туристические агрегаторы в России пока не дорабатывают в плане количества инвентаря. У большинства все ограничивается возможностью бронирования авиабилетов и отелей, у некоторых к этому еще добавляется ж/д и редко — автобусы. Но этого совершенно не достаточно для того, чтобы ответить на запрос туристов полностью: не просто отправить клиента из родного города в другой, где он забронирует отель. Межрегиональные маршруты со сложной логистикой, трансферы, экскурсии и много других необходимых услуг пока остается вне предложения экосистем», — считает он.

Алексей Венгин привел в пример одну из крупнейших туристических компаний Trip.com, на платформе которой туристы могут забронировать все необходимое для путешествия по Азии. Он подчеркнул, что для клиентов удобно выстраивать весь маршрут своей поездки и планировать все дополнительные развлечения в одном приложении.

«У нас пока такое невозможно. И запуск трансферов «Яндексом» я расцениваю как один из первых шагов к такому расширению функционала агрегаторов, к цифровизации внутреннего туризма для повышения его доступности для российских туристов», — пояснил глава Profi.Travel. Он добавил: вероятно, вариант для бизнеса — только начало и впоследствии трансферы будут предлагаться и туристам. А далее к этому добавятся возможности бронирования экскурсий и т.д.

Такой же точки зрения придерживается Алена Балахничева. «Это естественная ступень развития для всех подобных платформ. И присоединение ценных для потребителя сервисов — только вопрос времени», — считает она.

«Съест» ли «Яндекс» остальных игроков рынка трансферов?

Руководитель комиссии по стартапам РСТ, основатель сообщества Travel Startups Леонид Пустов, в свою очередь, считает, что в приходе «Яндекса» в сегмент трансферов есть как плюсы, так и минусы для рынка.

«Сейчас услуга индивидуальных трансферов не очень популярна у конечных туристов, — говорит он. — Предложив возможность заказа трансфера клиентам, пользующимся такси, компания знакомит их с новым сервисов, что приведет к увеличению рынка, от чего могут выиграть и другие участники».

При этом, по мнению эксперта, в корпоративном сегменте, где эта услуга более востребована, «Яндекс» может отнять долю у других игроков при перевозках на территории России. Что касается командировок за границу, то здесь компании продолжать пользоваться другими агрегаторами, у которых есть зарубежное покрытие, отметил он.

«Я думаю, что в перспективе нескольких лет «Яндекс» может занять заметную долю на рынке и даже стать его лидером. При низких ценах и хорошем уровне сервиса компания может быстро вытеснить мелкие трансферные фирмы, однако сервисы, ориентированные на высокое качество и имеющие международное покрытие, сохранят клиентов», — полагает Леонид Пустов.

Алена Балахничева подтверждает: даже с возможностями «Яндекса» полная монополизация рынка трансферов РФ маловероятна. «Конечно, «Яндекс» — сильный игрок, с большими возможностями, в том числе техническими. Тем не менее, рынок трансферов иной, чем такси. В сегменте такси было много небольших компаний, а в сфере трансферов уже много лет оперируют технически сильные игроки, имеющие значительные доли рынка», — поясняет она.

По мнению эксперта, выход «Яндекса» на рынок трансферов будет иметь положительные последствия для потребителей. «А роль турагента будет еще больше смещаться от «технического организатора» в сторону эксперта с компетенциями в сфере путешествий, к которому потребитель будет обращаться именно за советом, где провести отдых, соответствующий потребностям и ожиданиям», — заключила она.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

18:06
43
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025