Эксперты заявили о грядущем охлаждении авторынка
Российский автомобильный рынок ждет длительный период охлаждения, когда покупательная способность будет неизбежно падать по мере роста цен. К такому мнению пришли эксперты, опрошенные «Парламентской газетой» на фоне новостей о том, что средневзвешенная цена на новые авто в стране достигла исторического максимума. Подробности — в нашем материале.
Есть рекордАналитическое агентство «Автостат» поделилось новостью, что средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам октября 2025 года составила 3,43 миллиона рублей. Как сообщили эксперты агентства, это является рекордным показателем за всю историю наблюдения за рынком.
Речь в исследовании идет именно о средневзвешенной цене, которую рассчитывают на основе средних значений рекомендованных дистрибьютором цен и объемов продаж по каждой из модели с учетом модификаций.
При этом на рынке можно найти предложения как дешевле (например, стоимость LADA Iskra седан в минимальной комплектации у официальных дилеров начинается от 1,249 миллиона), так и существенно дороже.
Тем не менее динамика показательная. На представленных агентством графиках можно наглядно наблюдать, как изменялась средневзвешенная цена по годам. Минимума в обозримый период, если говорить о новых авто, она достигала в 2021 году — около 1,99 миллиона рублей. Дальше цена неуклонно росла. Самый серьезный скачок случился в 2022-2023 годах, когда в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет цена выросла на 20 и 24 процента соответственно. В 2024 году рост составил всего шесть процентов. Однако уже в 2025-м он вновь ускорился, достигнув к настоящему моменту восьми процентов.
Утильсбор для легковых автомобилей начнут рассчитывать по-новому с 1 декабря
В сегменте автомобилей с пробегом средневзвешенная цена в октябре 2025 года тоже оказалась рекордной. К середине осени она достигла 1,23 миллиона рублей — это на 2,5 процента больше, чем месяцем ранее, и на три процента выше уровня аналогичного периода прошлого года.
«Кроме этого, средневзвешенная цена подержанной машины в нашей стране с июля 2023-го, то есть уже более двух лет, держится на отметке выше одного миллиона рублей. При этом впервые в нынешнем году она превысила порог в 1,2 миллиона рублей, — добавили в агентстве. — Если же рассматривать средневзвешенную цену б/у легковых автомобилей за 10 месяцев, то она равна 1,16 миллиона рублей. Это чуть ниже (-0,9 процента), чем год назад. Но даже несмотря на это, эксперты агентства фиксируют повышение цен на вторичном рынке более чем на 70 процентов с 2021 года и не менее чем на сто процентов — за последние пять лет».
«Картонный автопром» и стабилизация цен© Игорь Самохвалов/«Парламентская газета»
По словам независимых экспертов, опрошенных «Парламентской газетой», ничего хорошего на этом фоне российский автомобильный рынок не ждет.
«У нас был отмечен некоторый всплеск покупательской активности, когда на фоне новостей о переносе сроков нового утильсбора люди попытались успеть обзавестись новыми автомобилями по актуальным ценам, — сказал соучредитель и руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев. — Но сейчас он закончился — «окно возможностей» закрылось, и на сегодняшний день приобрести автомобиль по старой цене предлагают только мошенники».
Дальше, по словам Канаева, рынок ждет длительный период охлаждения, когда из-за неподъемных для основной массы народа цен покупательная активность будет неуклонно снижаться.
«Реалии на сегодняшний день таковы, что даже многие качественные китайские автобренды, скорее всего, приостановят продажи в России, так как на них просто не будет спроса, — подчеркнул эксперт. — Им на смену частично придет так называемый «картонный автопром», то есть автомобили максимально дешевого сегмента, зачастую собранные из низкокачественных комплектующих и не отличающиеся высокой степенью безопасности».
Далее в течение двух-трех лет цены на авто, по мнению Сергея Канаева, начнут понемногу снижаться — в основном за счет скидок, акций, программ лояльности и гибких систем рассрочки. Не исключено, что это случится и раньше — все зависит в том числе от глобальных показателей экономики.
Автоматические штрафы за отсутствие ОСАГО, перенос утильсбора и идеальное время для замены шин
Отчасти согласен с этим мнением и вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.
«Конечно, цены будут продолжать расти по мере увеличения нагрузки — изменения утильсбора, новых правил уплаты НДС и так далее, — сказал эксперт. — Причем не только на иномарки, но и на наши, отечественные авто. Как минимум потому, что многие из них, к сожалению, до сих пор в той или иной степени зависимы от импортных комплектующих».
Причем рост цены, по словам Яна Хацеэра, скорее всего, не остановится даже на фоне заниженного спроса. Максимум, чего можно ждать, — его замедления.
«Кроме того, мы понимаем, что для появления сбалансированных цен на автомобили их (автомобили то есть) нужно не производить в больших количествах, а в больших количествах реализовывать, — подчеркнул вице-президент НАС. — Что в текущих условиях сделать, конечно, будет крайне трудно. Поэтому, на мой взгляд, выход тут один: подождать, пока темпы роста доходов россиян придут в соответствие с темпом роста цен, и автомобили, хотя бы даже и экономсегмента, снова станут нам доступны. Другое дело, что ждать этого придется довольно долго, судя по текущей динамике».
Безопасные шашечки: кто будет возить пассажиров такси
