ЕС-США и другие: структура и баланс экономических отношений

ЕС-США и другие: структура и баланс экономических отношений

Затевая торговые войны со всем миром, Дональд Трамп обещал американцам не только золотой дождь из таможенных пошлин на ввозимые в страну товары, но и сулил приток солидных инвестиций из-за рубежа. Дескать, не хотят платить высокие пошлины, пусть строят свои заводы здесь, в США, создают новые рабочие места. «Я хочу, чтобы немецкий автопром стал американским», - это как раз из этой серии. Бравируя подобными фразами ещё во время своих предвыборных турне по Америке, Трамп, видимо, исходил из весьма упрощённых представлений о механизмах международной экспортной политики – французский коньяк на виноградниках Калифорнии, конечно, не сделаешь, да и швейцарские часы вряд ли соберут на должном уровне даже в Уотербери или Бостоне, а вот немецкий автопром есть за что прихватить – для него рынок США важнейший. Пусть, мол, здесь немцы в основном и производят свои авто, иначе на пошлинах разорятся.

И, стоит признать, Трампу есть, что праздновать. Общий дефицит внешнеторгового баланса США в июне сократился в месячном выражении на 16%, до $60,2 млрд., как результат сделок Вашингтона с основными торговыми партнерами. По информации на апрель 2025 года, США экспортировали в основном в Мексику (27,8 млрд. долларов), Канаду (27,2 млрд. долларов), Великобританию (9,24 млрд. долларов), Швейцарию (8,31 млрд. долларов) и Китай (8,19 млрд. долларов). Но если в вопросе сокращения национального торгового дефицита президент США сможет, застращав своими гиперпошлинами многие страны, скорее всего, добиться ощутимых выгод, то в деле «заманивания» и переноса крупного иностранного бизнеса в американские штаты, особенно из стран ЕС, он, похоже, во многом оказался слишком самонадеян. Несмотря на трамповские тарифы в Европе не наблюдается массового стремления компаний к переносу своего основного производства в США. Европейцы, рассчитывающие на стабильность и долговременные благоприятные условия для ведения бизнеса, не доверяют нынешнему хозяину Белого дома и его непредсказуемости. В конце концов, Трамп просидит в кресле президента США не так долго, а международное торговое право привычного для них образца, правила ВТО будут восстановлены.

По данным EUROSTAT в 2024 году Соединенные Штаты оставались крупнейшим направлением экспорта товаров из ЕС с долей 20,6%. В Старом Свете рассматривают нынешнее торговое соглашение Вашингтона с ЕС как временную досадную ситуацию, которая неизбежно будет пересмотрена. Гневные речи по её поводу в Европе не произнёс только ленивый. Когда Трамп и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписывали 27 июля в Шотландии это соглашение, в нем среди прочего американский лидер смог продавить обязательство стран ЕС инвестировать в американскую экономику около $600 млрд. От такой щедрости фон дер Ляйен в деловом мире ЕС просто оторопели. Например, Союз немецкой промышленности (BDI) заявил о «роковом сигнале» и «неадекватном компромиссе». И сейчас политики и эксперты гадают, каким образом Брюсселю удастся подтолкнуть европейских бизнесменов к инвестициям в подобных масштабах? Ведь интерес к переносу производства в США в решающей мере зависит от структуры экспорта той или иной страны ЕС. Это, прежде всего, важно для самых крупных компаний, вроде того же немецкого автопрома. Но даже таким компаниям придётся реструктурировать свои цепочки поставок и начать сложный поиск подходящей квалифицированной рабочей силы на местах. Для многих небольших экспортных компаний это слишком дорого, требует много времени и, учитывая непредсказуемую политику США, также рискованно. Пока же структура основного европейского экспорта на американский рынок по странам выглядит так:

Ведущие европейские страны-экспортёры в США в 2024 году (товарный экспорт в млрд. евро)

Quellen: Eurostat, House of Commons Library 2025

Итак, главным европейским экспортёром на американский рынок является Германия, намного превосходящая по объёмам другие страны. И основной прицел Вашингтона должен был приходиться именно на немцев. Но, напомним, вывод предприятий из Германии в США и другие страны пошёл независимо от Трампа ещё с 2023 года. Именно в 2023 году бизнес столкнулся с резким ростом цен на энергоносители, что негативно сказалось на конкурентоспособности немецких товаров. Тогда СМИ ФРГ отмечали, что отечественный деловой мир утрачивает уверенность в том, что политики смогут остановить развитие негативных тенденций. В итоге более 60 немецких промышленных компаний объявили о намерениях переноса производства за рубеж. Помимо автопрома это были компании, занятые в таких ключевых отраслях, как машиностроение, промышленные товары, химическая промышленность (Bayer, BASF).

Мотивы:

- Налоговые льготы: США предлагали более привлекательные налоговые условия для компаний, что делает их более конкурентоспособными.

- Более дешевая энергия: Стоимость электроэнергии в США, особенно в некоторых южных штатах, ниже, чем в Германии, что снижает производственные затраты.

- Государственная поддержка: Многие штаты предлагают дополнительные субсидии и программы поддержки для привлечения инвестиций.

Да, неприятные потери от нынешнего соглашения ЕС с США очень болезненны, но они, судя по оценкам экспертов, всё же пока терпимы. Если, скажем, Porsche стоит 50 000 евро, то американцам он обойдется дороже на весьма ощутимые 15 %. То же самое касается европейских моделей Mercedes и BMW. А потому остаётся опасение: не начнут ли покупатели в США задаваться вопросом: «А нужно ли мне ездить на европейском автомобиле?».

С другой стороны, сегодня все основные гиганты автопрома ФРГ уже имеют свои заводы в США и вполне могут увеличить там выпуск автомобилей, меняя их модельный ряд в зависимости от рынка. В частности, Volkswagen и Mercedes-Benz поэтапно расширяют свое присутствие в США. Volkswagen, например, объявил о переносе производства ряда моделей из Германии в Мексику и США, Mercedes-Benz расширяет свои заводы в Луизиане и Огайо. Компания также собирается перенести с 2027 года производство самой продаваемой модели GLC с двигателем внутреннего сгорания на американский завод в Алабаме. Ранее автомобиль производился в Бремене и Зиндельфингене. Автомобильный эксперт профессор Хартмут Фойхт в эфире Euronews назвал такую стратегию правильной, поскольку произведенные в США автомобили не облагаются 15-процентными тарифами. Их можно будет экспортировать в ЕС без пошлин, «поскольку Брюссель не ввёл никаких контртарифов на импорт американских автомобилей в рамках сделки».

Компания KPMG Germany, одна из ведущих аудиторских и консалтинговых фирм Германии (более 14 000 сотрудников в 28 филиалах) опубликовала весной очень интересное исследование о том, как реагируют немецкие фирмы на нынешнюю ситуацию с политикой Трампа: «Перестройка в США — перспективы немецких компаний». Исследование основано на результатах опроса 166 руководителей немецких компаний, ведущих бизнес с США. Более двух третей опрошенных KPMG (69%) называют непредсказуемость политики США самой большой проблемой. Отсутствие определённости в планировании затрудняет принятие стратегических решений о размещении и долгосрочных инвестициях, особенно в случае переноса производственных мощностей и новых переселений. Кроме того, новые импортные пошлины США создают бремя для почти половины респондентов (49%) в их международной торговле.

По поводу переноса производства:

Перенос производства остается незначительным явлением: 80% продолжают полагаться на маркировку «Сделано в Германии» — только 10% рассматривают возможность переезда в США. С другой стороны, 5% рассматривают возможность переноса своей деятельности из США в другие регионы. Перенос производства из других стран в США также остаётся исключением: от одного до четырёх процентов в каждом регионе мира. Нет особой тяги к США: 21% планируют открыть новые производственные мощности в США, но почти столько же думают об уходе из США (19%). Диверсификация как стратегическая максима: 51% рассматривают новые рынки, в том числе в Африке, Южной Америке или Восточной Европе; 20% хотят сосредоточиться на Азии. Новая политика Вашингтона пока не привела к повышению привлекательности США, даже по сравнению с Китаем: хотя 21% опрошенных компаний хотят открыть новые производственные мощности в Америке, почти столько же (19%) рассматривают возможность полного вывода. Для сравнения, только 4% рассматривают возможность ухода из Китая в связи с растущим разрывом связей между двумя крупнейшими экономиками — США и Китая.

 

«Чтобы избежать кластерного риска в США, немецкая экономика диверсифицирует свою деятельность, направляя её на новые рынки и в новые регионы. Перенос производства немецких компаний в США и отказ немецких компаний от китайской политики, предусмотренные политикой США, остаются пустыми мечтами», — констатировал Андреас Глюнц, руководитель отдела международного бизнеса KPMG в Германии и руководитель исследования.

Что касается новых технологий, то здесь по отношению к США европейцы не могут похвастаться заметным лидерством, особенно в цифровой сфере. Хотя, конечно, во многих секторах экономики есть отдельные передовые решения, где европейские фирмы впереди. Но в целом технологическая зависимость от США остаётся значительной.

Например, швейцарский интернет-провайдер Proton проанализировал более 9600 официально зарегистрированных в Европе компаний, используя поисковую систему доменных имён (DNS), чтобы определить, какие сервисы и программы они используют. Около 75% европейских предприятий, акции которых котируются на бирже, в своей деятельности полагаются на американские технологические компании, говорят результаты исследования. Анализ показал, что Исландия, Норвегия, Ирландия, Финляндия и Швеция больше всего зависят от иностранных поставщиков. Так, более 90% компаний этих стран полагаются на американские облачные сервисы. В отчёте также утверждается, что шесть испанских отраслей «на 100 процентов» зависят от американских технологий, включая критически важные - энергетику и банковское дело. Все биотехнологические и фармацевтические компании Ирландии используют американские технологии.

Эксперты Proton высказывают опасения по поводу рисков для национальной безопасности, которые могут возникнуть при предоставлении облачных услуг иностранными компаниями. В частности, отмечается, что администрация Трампа может заставить IT-гиганты делиться конфиденциальной информацией со спецслужбами США. Установлено, что крупнейшие 94% британских и 80% французских компаний, занимающиеся разработкой программного обеспечения, полностью зависят от американских технологий. В число секторов, где проникновение американских технологий менее значимо, вошли банковский во Франции, недвижимости в Испании, телекоммуникаций в Португалии и автомобилестроения в Ирландии, где менее 50% компаний используют услуги IT-компаний из США.

Антимонопольный орган Соединённого Королевства выявил, что американские облачные провайдеры Microsoft и Amazon Web Services (AWS) занимают от 60 до 80% облачного рынка страны, заявив, что их доминирующее положение вредит конкуренции. Зависимость Великобритании от американских услуг «шокирует, так как это страна, в которой находится технологический сектор стоимостью 1,1 триллиона долларов (954 миллиарда евро), крупнейший в Европе и третий по величине в мире», - говорится в отчёте.

Словом, сегодня для Европы всё более актуальна проблема «цифрового суверенитета». Да и не только цифрового. Будущее Европы как ведущей базы для промышленности остается под угрозой. Сейчас усилия стран ЕС по восстановлению конкурентоспособности сталкиваются с более серьезными проблемами, чем когда-либо. Сети трансатлантической дружбы-соперничества с США становятся для стран ЕС всё более тормозящим собственное свободное развитие фактором и в долгосрочной перспективе могут создать риск глобальной рецессии на фоне возможной эскалации новых взаимных торговых конфликтов. В экспертном сообществе также отмечается, что ключевым фактором прежнего притока инвестиций в США был «Закон о снижении инфляции», принятый при президенте Байдене, но налоговые льготы, предусмотренные этим законом, отменены или истекают. С подписанием президентом Трампом «Одного большого красивого (налогового) законопроекта» в День независимости США 4 июля стало ясно: никаких новых налоговых льгот для европейских компаний в США не будет.

Кроме того, перенос европейских предприятий за океан неизбежно будет тормозиться в связи с неопределенностью долгосрочных политических перспектив внутри США. Что произойдет после окончания срока полномочий президента Дональда Трампа? Значительный рост инфляции в США в ближайшие месяцы может привести к потере республиканцами большинства в Сенате и Палате представителей уже на промежуточных выборах в ноябре 2026 года. И тогда Трамп вполне станет напоминать «хромую утку». Подобные факторы неопределенности вряд ли могут служить основой для масштабных инвестиционных проектов европейского бизнеса в производственные мощности на американском рынке., да и для сохранения прежних экономических отношений в целом.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Ключевые слова: США ЕС торговый баланс

 

Международная жизнь Международная жизнь

13:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025