Евросоюз побоялся запрещать нефтепродукты из российской нефти сразу

Евросоюз побоялся запрещать нефтепродукты из российской нефти сразу

Евросоюз принял 18-й пакет санкций против России и запретил импорт нефтепродуктов из российской нефти. Правда, в силу это решение вступит не сразу — через полгода. Доля дизельного топлива из российской нефти в ЕС слишком велика.

«С 21 января 2026 года запрещается закупка, импорт или передача, прямо или косвенно, нефтепродуктов, полученных в третьей стране из сырой нефти из России», — говорится в официальном журнале ЕС.

Чтобы избежать обхода ограничений, импортеров обяжут предоставить доказательства страны происхождения сырой нефти, использованной для переработки нефтепродукта в третьей стране.

«Нефтепродукты, импортированные из третьих стран, являвшихся нетто-экспортерами сырой нефти в предыдущем календарном году, считаются полученными из их собственной сырой нефти, за исключением случаев, когда у компетентного органа имеются разумные основания полагать, что они получены из российской сырой нефти», — говорится в решении ЕС.

Также санкциями запретили оказывать прямо или косвенно техническую помощь, посреднические услуги, финансирование или финансовую помощь, а также страхование и перестрахование, связанные с запретом.

18 июля в ЕС приняли 18-пакет санкций.

«ЕС вводит запрет на импорт нефтепродуктов, произведенных из российской сырой нефти и поступающих из любых третьих стран, за исключением Канады, Норвегии, Швейцарии, Великобритании и США, тем самым препятствуя попаданию российской сырой нефти на рынок ЕС через черный ход», — говорилось в сообщении Совета ЕС.

Также ЕС вводит ограничения к индийскому предприятию, которое принадлежит «Роснефти». Российская компания имеет 49% в Nayara Energy — собственнике второго по величине НПЗ в стране. Завод в Вадинаре мощностью 20 млн тонн в год является одним из крупнейших поставщиков дизельного топлива и авиакеросина в Европу. Нефтепродукты, поставляемые в Европу, получают в основном из российской нефти, но это было не запрещено санкциями ЕС.

После того, как ЕС запретил импорт российской нефти за исключением поставок по нефтепроводу «Дружба», регион потерял основного поставщика дизельного топлива. Его место заняла Индия, которая увеличила закупки нефти из России до трети всего импорта. Это позволило как заработать индийским НПЗ, так и обеспечить Европу топливом. Поставки индийского дизеля в страны ЕС составляют примерно 20 млн тонн в год и Индия стала главным поставщиком Евросоюза, обойдя США.

«Рынок опасается потери поставок дизельного топлива в Европу, поскольку Индия была большим источником», — заявил вице-президент Rystad Energy по нефтяным рынкам Джанив Шах.

«За последние несколько лет в Европе не открылось ни одного НПЗ, они только продолжают закрываться. Такой шаг только усилит зависимость европейского рынка от импорта. Я не уверен, что он ему нужен», — сказал украинскому изданию enkorг представитель крупного европейского трейдера.

Эксперты и трейдеры обратили внимание на высокую зависимость Европы от поставок с востока: «В 2024 году более 40% дизельного топлива было импортировано из этого региона в ЕС и Великобританию, и эта тенденция явно будет развиваться даже без дополнительных стимулов».

США являются вторым по величине источником поставок в Европу (около 15 млн тонн в год), но практически исчерпали свои возможности по наращиванию экспорта, отмечали в enkorr: «Американские нефтеперерабатывающие заводы уже работают на полную мощность, и в планах закрыть три завода общей мощностью переработки 600 тыс. тонн баррелей в сутки, что только снизит потенциал».

Как сообщало EADaily , после сообщения о запрете импорт нефтепродуктов из российской нефти в ЕС цены на дизельное топливо пошли вверх. На Франкфуртской бирже они выросли с $ 698 за тонну до $ 720. На новостях о полугодовой паузе котировки несколько снизились — до $ 713.

 

EADaily EADaily

10:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025