История: торговля оптом и в розницу
Строение, уже не одно столетие находящееся в аварийном состоянии, является объектом культурного наследия федерального значения. Дом напрямую связан с визитом цесаревича Александра (будущего императора Александра II), который в 1837 году, осматривая Вятку, отметил, что здание «весьма древней архитектуры и ветхо, и требует исправления».
В 1904 году Вятская городская дума выделила 12 тысяч рублей на ремонт и реставрацию дома, фактически спасая его от разрушения. В пересчёте на современные деньги с учётом золотого содержания дореволюционного рубля эта сумма эквивалентна примерно 60–65 миллионам рублей, что наглядно показывает масштаб вложений города в сохранение исторического наследия ещё в начале XX века.
Однако в 2025 году судьба так называемого «воеводского дома» — первого владельца которого, секретаря Вятской воеводской канцелярии Аверкия Перминова, историки называют ключевой фигурой в его ранней истории, — вновь оказалась под вопросом. В период действующего руководства городским имуществом здание, без малого три века простоявшее на Спасской, фактически было оставлено без системного решения о реставрации.
Между тем почти три столетия дом вписывал себя в вятские анналы. В краеведческой среде существует версия, что история Аверкия Перминова, пытавшегося провернуть аферу с «ревизскими списками» и поплатившегося за это должностью, перекликается с литературными сюжетами эпохи, в том числе с образами, ставшими знаковыми для русской классики.
С 1781 по 1801 год здание служило резиденцией вятских губернаторов, затем было передано ведомству Приказа общественного призрения, куда заселяли инвалидов, больных, душевнобольных и незаконнорождённых.
Здесь был дом. Здесь был царь.Дом пережил блеск и нищету, балы и казённую строгость, периоды расцвета и забвения. В советское время здание использовалось различными государственными структурами, включая силовые ведомства. Его стены помнят и славу, и поношение — но всякий раз переживали очередной исторический излом.
Сегодня судьба здания, помнящего императора и губернаторов, оказалась во многом определена современными градостроительными приоритетами, в рамках которых предпочтение всё чаще отдаётся дорогостоящим новоделам и символическим проектам, не имеющим прямой связи с подлинной исторической тканью города.
При этом процесс дальнейшего разрушения объекта культурного наследия фактически был пущен на самотёк, а ответственность за его сохранность — в том числе как объекта федерального значения — оказалась возложена на действующее руководство муниципальным имуществом.
Решение, позволившее выйти из муниципального финансового тупика, было найдено не через поиск средств на реставрацию, а через переложение бремени ответственности на будущих арендаторов.
Источники в горадминистрации, передавшие Newsler.ru документы и сведения, утверждают: потенциальные арендаторы помещений первого этажа и собственники квартир на втором и третьем этажах — преимущественно пожилые люди — объективно не смогут ни договориться о комплексном восстановлении всего объекта, ни заказать и оплатить проект реставрационных работ.
При этом будущие арендаторы, которые определятся по итогам аукциона 16 января, могут уже в феврале 2026 года получить законные и обоснованные претензии со стороны как городской администрации, так и Управления государственной охраны объектов культурного наследия — в виде штрафов и требований об изъятии имущества.
Как следует из документации аукциона, собственникам помещений «надлежит осуществить реконструкцию многоквартирного дома в течение шести месяцев с момента издания постановления». Само постановление датировано 6 августа 2025 года.
Напомним, что ещё в 2020 году здание на улице Спасской, 10-а в Кирове было признано аварийным, но не подлежащим сносу ввиду его исторической ценности. Тогда первый заместитель главы администрации Аслан Рзаев предложил начать расселение жильцов, поскольку нашёлся иногородний инвестор, готовый восстановить дом в первозданном виде. Стоимость проекта не афишировалась, однако инвестор осознавал, что затраты на реставрацию сопоставимы со строительством нового здания.
После ухода Рзаева процесс расселения был фактически остановлен. Вместо нового жилья жильцам начали предлагать маневренный фонд, что вызвало резкое неприятие.
«Бабульки тогда заявили, что лучше жить в привычном месте и бегать с тазиками, подставляя их под протекающую крышу, которая задерживала лишь небольшие метеориты, чем жить в клоповнике и тараканнике, соседствуя с зеками и бомжами. От строптивых бабушек отступились, предоставив им возможность самостоятельного переезда на кладбище по «естественным причинам». Или, как сказал один чиновник, подождем, пока сами не скопытятся. Дом же продолжил разрушаться, перекрытия гнить, лестницы ветшать, места общего пользования выглядят хуже, чем тюремные помещения. А кирпичи из метровых по толщине стен валятся на головы жильцов», - вспомнил о событиях шестилетней давности старожил из мэрии.
На днях Департамент муниципальной собственности опубликовал сообщение о проведении аукциона по сдаче в аренду нежилого помещения площадью 359,4 кв. метра, расположенного на первом этаже здания. Общие входы и лестницы являются местами общего пользования. Шаг аукциона — 7000 рублей.
Помещение расположено в объекте культурного наследия федерального значения и обременено охранным обязательством собственника или иного законного владельца. Целевое назначение — многофункциональное использование без права торговли алкогольной продукцией и спиртосодержащими жидкостями.

