Контроль за рекламой медуслуг предложили ужесточить

Контроль за рекламой медуслуг предложили ужесточить

Более 20 процентов операций по искусственному прерыванию беременности приходится сегодня на частные клиники. Между тем далеко не все из них соблюдают предписания Минздрава. О том, каким должен быть государственный контроль за этой сферой и как правильно рекламировать такие услуги, задумались в Госдуме.

Нарушений оказалось много

На заседании межфракционной рабочей группы Госдумы по совершенствованию законодательства о защите христианских ценностей были приведены данные мониторинга рекламы частных клиник, которые имеют лицензию на аборты. Нарушения были выявлены в 711 частных медицинских учреждениях (около 80 процентов от общего числа участников мониторинга). Так, пациенткам, обратившимся за вышеуказанной операцией, предлагалось провести операцию в день обращения, без соблюдения «дней тишины» (78%), сделать аборт без предъявления документов (20%), сделать аборт без анализов и УЗИ (14%). По данным мониторинга, практически ни одна из проверенных частных клиник не предлагала своим клиентам консультацию психолога.

«Подобная реклама является недобросовестной, под ее влиянием женщина, оказавшаяся в сложной психологической ситуации, может сделать неверный выбор и пойти на аборт, вместо того чтобы сохранить ребенка», — отметил на заседании рабочей группы заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов.

По его мнению, тем самым нарушаются закон об основах охраны здоровья граждан в РФ и закон о рекламе. В связи с этим, по мнению Спиридонова, есть насущная необходимость в усилении государственного контроля за деятельностью частных клиник вышеуказанного профиля. «Если судить по количеству и частоте выявленных нарушений, то контроль Росздравнадзора за соблюдением медицинских стандартов при проведении операций по прерыванию беременности частными медицинскими учреждениями сложно назвать эффективным», — отметил депутат и добавил, что также необходимо разработать соответствующие поправки и в закон о рекламе в части рекламы медицинских услуг по прерыванию беременности.

Реклама спорит с Минздравом

С необходимостью усиления государственного контроля за деятельностью частных клиник, имеющих лицензию на проведение операций по прерыванию беременности, согласна и заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина. В беседе с корреспондентом «Парламентской газеты» она отметила, что реклама, в которой проведение операции по искусственному прерыванию беременности подается как легкая для пациента процедура, противоречит не только врачебной практике, но и недавно утвержденному документу Минздрава, который представляет собой новую форму информированного добровольного согласия на искусственное прерывание беременности. Такой документ с 1 сентября 2025 года будет выдаваться под роспись каждому пациенту. В его тексте сообщается о большом количестве рисков для здоровья, с которыми женщина может столкнуться после операции или в будущем.

Соломатина отмечает, что вопросы к частным клиникам, имеющим лицензию на подобные операции, имеются не только в части рекламы.

В частности, она напомнила, что, согласно приказу Минздрава, перед медикаментозным или хирургическим прерыванием беременности должна пройти «неделя тишины». «Если предписание Минздрава не соблюдается, это уже серьезное нарушение, которое может повлечь и отзыв лицензии», — отметила депутат. При этом мораторий на проверки бизнеса, продленный до 2030 года, вынудил Росздравнадзор сократить количество проверок частных клиник. «Чтобы обезопасить здоровье пациентов, режим проверок таких учреждений необходимо менять», — уверена депутат.

© freepik.com Конкуренция должна сохраниться

Вместе с тем полностью запретить производить аборты в частных клиниках было бы ошибочным решением, считает юрист из Центра репродукции и планирования Ярослава Короткова. Она напомнила, что на долю частных клиник приходится около 20 процентов выполненных операций по искусственному прерыванию беременности.

«В количественном выражении это больше ста тысяч операций за год, — отмечает эксперт в комментарии «Парламентской газете». — Причины, по которым люди обращаются в частные клиники, разные. Например, в регионах такие учреждения имеют более современное оборудование, могут предложить лучшие условия для пребывания в стационаре. Важное значение имеет также и соблюдение анонимности. А главное — у человека всегда должен быть выбор. И чем он шире, тем лучше».

По мнению эксперта, правильный путь в регулировании этого рынка — это сохранение конкуренции на нем. При этом Минздраву необходимо и дальше уточнять требования к частным клиникам в отношении стандартов проведения операций по прерыванию беременности.

 

Парламентская газета Парламентская газета

07:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025