Контрольно-счетная палата не вправе фиксировать нарушения норм ТК РФ
Проверяя законность и эффективность расходования субсидии на задание, контрольно-счетная палата выявила нецелевое расходование средств при расчетах с персоналом (Постановление Второго ААС от 14 марта 2025 г. № 02АП-91/25 по делу № А29-9792/2024). Выяснилось, что учреждение выплачивало зарплату внешнему совместителю, который в тот период был занят на основной работе и не мог исполнять свои обязанности по совмещаемой должности. Кроме того, ряду работников выплачивались надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, назначенные с нарушением условий их начисления. Ревизоры отметили: выплаты, нарушающие отраслевую систему оплаты труда и положение об оплате труда, не могут быть отнесены на КВР 111 "Фонд оплаты труда учреждений", поскольку осуществлены в нарушение трудового законодательства. Сумму нецелевых расходов потребовали вернуть в бюджет.
Учреждение обратилось в суд. По его мнению, КСП не вправе фиксировать нарушения трудового законодательства и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность, в том числе в вопросы трудоустройства сотрудников и начисления им зарплаты.
Суд первой инстанции встал на сторону учреждения, указав, что контрольный орган вышел за пределы своих полномочий, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения не являются нарушениями бюджетного законодательства.
Но апелляционный суд пришел к иному выводу. Действительно, КСП не вправе требовать устранения нарушений, не связанных с бюджетными правоотношениями (в части бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства и т.д.). Однако в рассматриваемой ситуации учреждению вменяется не за само по себе несоблюдение трудового законодательства, а вытекающее из него нарушение бюджетных норм – нецелевое использование субсидии. КСП не выходит за рамки своих полномочий и в своем предписании требует от учреждения устранить нарушения именно бюджетного, а не трудового законодательства.