Легальные отели и чартерные программы: как сэкономить в отпуске осенью

Легальные отели и чартерные программы: как сэкономить в отпуске осенью

Официальные турагентства и агрегаторы смогут предлагать путешественникам только те отели, которые входят в единый реестр средств размещения. Гостевые дома, эксперимент по легализации которых стартовал 1 сентября 2025 года, тоже войдут в реестр, но им не будут присваивать звезды, как гостиницам. Как выбрать безопасный и проверенный отель и сэкономить на поездке, «Парламентской газете» рассказала зампред Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко.

— Наталья Васильевна, с 1 сентября 2025 года началась регистрация гостевых домов. Как проходит этот процесс?

— Мы понимали, что история с гостевыми домами не будет простой, поэтому решили начать с проведения эксперимента в двадцати регионах. Сразу хочу сказать, что нормы закона начинают работать после принятия субъектами собственной нормативной базы. Пока только два региона приняли такое законодательство, но владельцев гостевых домов, желающих пройти аккредитацию, гораздо больше. Нас это радует, и в каждом случае мы разъясняем, как действовать. Ожидаем, что в сентябре-октябре законы в субъектах будут приняты.

Пока же владельцам таких средств размещения советую проверить через МФЦ вид разрешенного использования земли на соответствие современным формулировкам, установленным Росреестром.

Легализовать гостевые дома можно на различных землях, но только в границах населенных пунктов. Это нужно, чтобы обеспечить качество услуг для туристов. Гостевой дом в поле аккредитацию не пройдет.

«Как в России работает гостевой бизнес»

— Получат ли гостевые дома звезды, как гостиницы?

— С 1 сентября туроператоры и агрегаторы должны проверять, входит ли средство размещения в единый реестр и прошло ли оно классификацию. Предлагать отели не из этого перечня официальные организации не могут.  Процесс классификации продолжается, некоторые владельцы начали заниматься им только сейчас, когда высокий сезон прошел.

Мы следим за процессом и будем двигаться мягко, чтобы все средства размещения по максимуму выполнили требования.

Гостевые дома должны войти в реестр средств размещения, но классификация на звездность для них не предусмотрена. Для них утвержден единый уровень требований, действует самоаккредитация, то есть не нужно нанимать специальные компании. Это более простой путь.

— Как туристу выбрать безопасное и легальное размещение?

— Мы создаем систему, которая сама отсекает нелегалов. Если турист покупает услугу на агрегаторе или у туроператора, он должен быть уверен, что эту работу за него уже провели. И все-таки я советую обращать внимание на наличие регистрационного номера в объявлении и быть максимально аккуратным, если вы приобретаете услугу самостоятельно. В последнем случае вы берете ответственность на себя и должны понимать, что можете столкнуться с более низким уровнем сервиса, чем заявлено, если собственник не заинтересован в работе по всем требованиям закона.

© Сергей Пятаков/РИА Новости

— Что делать, если отель не соответствует заявленной звездности?

— Обращаться в контролирующие органы, в первую очередь в Роспотребнадзор. Я думаю, туристы заинтересованы поддерживать рублем добросовестных предпринимателей, ведь именно у них с наибольшей вероятностью получим весь заявленный набор услуг.

Актуальна проблема овербукинга, когда отель выставляет на продажу больше номеров, чем имеет.

И вроде они обещают вернуть деньги тем, кому не хватило места, но неизвестно когда, и не понятно, будет ли предложена альтернатива. Чтобы закрыть эти вопросы, мы подготовили законопроект, который обяжет отель заниматься подбором альтернативного размещения и компенсировать разницу в стоимости, если уровень нового средства размещения будет ниже, и турист на это согласится.

В гостевом доме обогреют и напоят водой

— Какие трудности выявил прошедший отпускной сезон?

— Вновь один из главных вопросов — ценообразование. Регионы поняли, что к ним приедут туристы, и в начале сезона сильно завысили цены, в первую очередь отельеры. Так произошло в Сочи. Путешественники, посмотрев на цены, выбрали другие направления, например Крым.

Транспортная составляющая в цене тура подросла неравномерно: на железной дороге — свыше семи процентов, в разрезе отелей и авиабилетов — около двух процентов.

Туристы искали более дешевые варианты и покупали в первую очередь их. Мы понимаем, что на всех желающих таких туров не хватает, тем не менее количество бронирований выросло.

Чтобы не происходило дисбаланса, регионы, туроператоры и отели должны более активно готовиться к сезону и оперативно реагировать на меняющиеся условия. Мы видели, как после открытия аэропорта Геленджика билеты туда стали стоить 70 тысяч. Чтобы сэкономить, люди поехали к морю на своих машинах, но даже на платных трассах они стояли в пробках. Все эти вопросы станут предметом нашего анализа.

— Как выгодно отдохнуть в бархатный сезон и какие перспективы у курортов Китая после отмены виз?

— По Китаю туроператоры видят рост интереса и, соответственно, рост цен, потому что динамическое образование никто не отменял. Если хотите отдохнуть осенью и сэкономить, обратите внимание на Юго-Восточную Азию. В этом году особенно активно развивается Вьетнам. В конце сезона немного пришла в себя по ценам Турция. Ну и традиционный Египет. Туроператоры отмечают, что по всем направлениям отдых стал дешевле из-за снижения курса доллара.

© freepik.com

— Над какими законопроектами работают в комитете?

— Нас беспокоит вопрос безопасности туристов. Много проблем накопилось, и прошедший сезон их подтвердил. Во-первых, все еще недостаточное регулирование необычных экскурсий. Многие слышали об аварии во время джиппинга в Сочи. Возникали проблемы с экскурсиями по крышам. Проанализируем и будем предлагать поправки.

Еще один важный аспект — безопасность в средствах размещения, и вновь случай из Сочи, где туристов не пустили в бомбоубежище при объявлении опасности беспилотников.

Можно констатировать, что понимание действий персонала в таких ситуация сейчас практически отсутствует. Нам нужно проанализировать, какие возможности есть у отелей в подобных ситуациях и какие обязанности у персонала. Возможно, при отсутствии интернета в местах массового пребывания туристов нужно устанавливать тревожные кнопки.

Кроме того, мы продолжим трек по выведению из тени рынка туристических услуг. Готовим законопроект об агрегаторах, где планируем прописать их ответственность перед туристом, порядок действий при обращении за компенсациями и другие аспекты.

Кому повысят пенсии в октябре  

Парламентская газета Парламентская газета

15:05
27
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025