Москалькова предложила усилить правовой статус уполномоченных по правам человека
МОСКВА, 10 ноя — РАПСИ. Закрепить на федеральном уровне обязательность учреждения должности уполномоченного по правам человека во всех субъектах РФ и законодательно прописать их процессуальные полномочия предложила федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова на парламентских слушаниях в Госдуме.
В начале выступления Москалькова отметила, что большое значение в развитии института сыграл закон об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, благодаря которому омбудсмены получили дополнительный инструментарий для осуществления своей миссии.
«За это время мы оценили деятельность этого института и смогли вычленить точки роста, связанные с дальнейшим совершенствованием законодательства. Именно на региональном аспекте я хотела бы остановиться и выделить основные моменты, связанные с повышением эффективности работы института», – сказала она.
Федеральный омбудсмен предложила закрепить в законодательстве обязательность должности уполномоченного по правам человека для всех 89 субъектов РФ. Она напомнила: сейчас закон гласит, что институт «может создаваться», но на практике он уже работает в каждом регионе. Поэтому, по её мнению, «сегодня можно было бы закрепить и императив должности уполномоченного».
Также, по словам Москальковой, помимо восстановления нарушенных прав, в задачи аппарата должно войти «содействие в реализации прав граждан», особенно оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Семьи участников СВО обращаются к нам за помощью не в связи с нарушениями органами государственной власти, а по проблемам оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. И мы включились в эту работу. Мы увидели полезность нашего института, наших региональных уполномоченных по правам человека. Именно к ним идут жены и матери наших бойцов, которые попали в плен», – уточнила она.
Одно из ключевых предложений уполномоченного — законодательно прописать процессуальные полномочия омбудсменов.
«Я делаю акцент именно на региональных уполномоченных, не на федеральных. Но хотела бы сказать, что и у федерального уполномоченного, конечно, работа была бы более эффективной, если бы четко был прописан процессуальный статус уполномоченного. То есть может ли он вносить ходатайство, обязан ли суд рассмотреть эти ходатайства, может ли он выступать в суде в качестве защитника человека, о котором просят пересмотреть решение суда. Такие же процессуальные полномочия не предусмотрены и для региональных омбудсменов», – сказала омбудсмен.
Кроме того, Москалькова предложила рассмотреть вопрос о координации деятельности институтов гражданского общества в области правозащиты и ввести административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности уполномоченных для обеспечения независимости и эффективности их работы.
