Намечено экспериментальное использование ИИ в госуправлении
Минцифры в инициативном порядке подготовило проект постановления правительства «О проведении эксперимента по использованию генеративного искусственного интеллекта в государственном управлении», документ опубликован для общественного обсуждения.
Даты проведения эксперимента пока не определены. Координатором его станет Минцифры. Оно разработает и утвердит методические рекомендации и правила проведения эксперимента; сформулирует критерии, которым должны соответствовать используемые ИИ-модели; представит доклад о результатах эксперимента правительству (о своих результатах ФОИВ должны отчитываться Минцифры с периодичностью не реже одного раза в три месяца, начиная с момента включения в состав участников эксперимента).
Поставщиков-добровольцев ИИ-решений по представлению Минцифры станет отбирать президиум правительственной комиссии по цифровому развитию.
Участниками эксперимента, соответственно, являются: Минцифры; ФОИВ (пользователи), пожелавшие принять в нём участие; поставщики сервисов – юридические лица (добровольно и безвозмездно).
Задачи эксперимента:
создание унифицированных технологических решений (сервисов) – технологий, программных продуктов, использующих большие генеративные модели ИИ, предназначенные для выполнения типовых задач в процессах государственного управления по направлениям, указанным в приложении к положению (их пять: управление данными; обработка текстовых документов на естественном языке; развитие кадрового потенциала; управление рисками; работа с контентом, – подробнее см. в таблице); апробация возможностей сервисов участниками эксперимента для выполнения типовых задач по выбранным направлениям; сокращение временных затрат государственных служащих на выполнение типовых задач в процессах государственного управления.Сервисы могут создавать Минцифры на базе ГИС «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (ЕИП НСУД), а также поставщики сервисов (размещаться они будут на технологической инфраструктуре соответствующего поставщика). Доступ к сервисам предоставляется министерством на базе ЕИП НСУД без заключения лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права. Представители пользователей для доступа к сервисам должны входить в систему через ЕСИА. Сервисы, являющиеся программами для электронных вычислительных машин, предоставляются поставщиками пользователям на основании лицензионных договоров.
В эксперименте для создания и реализации сервисов используется ПО из реестров российского или евразийского софта и (или) свободно распространяемое ПО, сведения о котором не включены в реестры.
Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат передаче и обработке в рамках эксперимента. Также не допускается использование больших генеративных моделей ИИ для прогнозирования социально-экономических процессов.
Перечень направлений применения больших генеративных ИИ-моделей в госуправлении
Направление использованияСценарий использования
Критерии оценки
Управление данными Формирование структур данных и анализ ускорение создания баз знаний по принципу структурированной информации Генерация меток подтверждения достоверности данных повышение качества управления накопленными данными, в том числе созданными с использованием больших генеративных моделей искусственного интеллекта Обработка текстовых документов на естественном языке Подготовка проектов писем с ответами на типовые обращения граждан и организаций или о перенаправлении обращения в другой государственный орган согласно компетенции снижение трудозатрат на подготовку корреспонденции; повышение удовлетворенности сотрудников; сокращение количества ошибок. Анализ проектов правовых актов, представленных на рассмотрение в государственный орган сокращение времени подготовки корреспонденции; повышение удовлетворенности сотрудников; сокращение количества ошибок. Подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования снижение трудозатрат на подготовку проектов правовых актов; повышение удовлетворенности сотрудников; сокращение количества ошибок; сокращение времени на подготовку и согласование проектов правовых актов. Развитие кадрового потенциала Первичный анализ резюме и данных кандидатов на трудоустройство повышение скорости первичного анализа компетенций кандидатов на основе резюме и подтверждения соответствия требованиям Генерация тестовых заданий для подбора и развития сотрудников повышение скорости оценки уровня компетенции кандидатов на трудоустройство Управление рисками Выявление несоответствий между документами финансового и нефинансового характера снижение ошибок возникающих в версионности документов; выявление расхождений и несоответствия информации; формирование рекомендаций по доработке. Работа с контентом Генерация и обработка контента официальных публичных ресурсов ускорение создания новостных лент согласно официальным брендбукам (руководствам по применению фирменного стиля и его элементов: логотипа, шрифтов, графики, цветовой палитры, звуков) и политикам публикации; повышение уровня детектирования тематики обращений граждан, поступающих с официальных публичных ресурсов; снижение трудозатрат на создание уникального контента.