Не кино – автобиография! Какую тайну Евгения Матвеева хранит фильм «Любовь земная»
Итак, к началу 70-х годов Евгений Матвеев был уже состоявшимся и любимым публикой артистом. В его творческом багаже – яркие роли в «Поднятой целине» и «Хождении по мукам», а также успешный режиссерский дебют — фильм «Цыган», где он сам сыграл Будулая задолго до Михая Волонтира. Когда Матвееву в руки попал роман Петра Проскурина «Судьба», он увидел в главном герое, председателе колхоза Захаре Дерюгине, не просто персонажа, а самого себя... Это ощущение он и пронес через весь фильм.
Кинолента рассказывает о мужчине, который, будучи женатым и отцом четверых детей, без памяти влюбляется в молодую женщину. Этот сквозной сюжет стал для Матвеева болезненно знакомым. Только спустя годы после его смерти в 2003 году актриса Виа Артмане латышского происхождения раскрыла тайну: в начале 60-х, на съемках фильма «Родная кровь», между ними вспыхнул бурный роман. Самое примечательное, что супруги актеров знали об этой связи, но сумели простить измену.
Матвеев прожил со своей женой Лидией 56 лет, и разрушать семью не стал. Артмане также осталась с мужем, но всегда говорила, что ее дочь — ребенок от Матвеева. Ситуация, бесспорно, трагическая, но именно она породила внутренний конфликт между долгом и страстью, который и лег в основу создания «Любви земной».
Фото: кадр из фильма «Любовь земная». Источник: kino-teatr.ru
Автор и сюжет
Фильм был снят по мотивам романа «Судьба», который вышел в 1972 году. Его автор, Петр Проскурин, принадлежал к плеяде писателей, которые строили свои сюжеты, заданные «Тихим Доном» Михаила Шолохова. В то время было популярно описывать жизнь народа на фоне грандиозных исторических событий: революции, войн и послевоенного восстановления.
Биография самого литератора была полна драматических поворотов. Уроженец Брянщины в юности пережил немецкую оккупацию. Его отец решился на сотрудничество с захватчиками и при отступлении бежал вместе с ними, бросив семью. В итоге он оказался в Австралии, где и умер в 70-е годы. Об этом «скелете в семейном шкафу» писатель рассказал лишь в мемуарах, изданных посмертно.
Фото: кадр из фильма «Любовь земная». Источник: kino-teatr.ru
Закулисные страсти
Хотя Матвеев и проводил пробы на роль Захара Дерюгина, рассматривая кандидатуры Петра Вельяминова и Владимира Носика, выбор в пользу самого себя казался предопределенным. Так что пробы и кастинг носили больше формальный характер. В свои 52 года он идеально вписывался в образ зрелого, терзаемого страстями мужчины.
Подбор актрис на женские роли тоже был непростым. Но в итоге образ юной возлюбленной Марии воплотила 27-летняя Ольга Остроумова, которая незадолго до этого прогремела на всю страну благодаря роли Жени Комельковой в драме «А зори здесь тихие...».
На роль обманутой жены Ефросиньи Матвеев пригласил 40-летнюю Зинаиду Кириенко. В те годы ходили слухи, что актриса попала в «черный список» зампреда Госкино, но Матвеев сумел отстоять ее кандидатуру. Эта роль стала одной из самых знаковых в ее карьере.
Химия между актерами оказалась настолько убедительной, что после премьеры поползли слухи о романах Матвеева с обеими партнершами. Однако и Кириенко, и Остроумова (которая за две недели до премьеры родила ребенка от второго мужа) всегда опровергали эти домыслы.
Фото: кадр из фильма «Любовь земная». Источник: kino-teatr.ru
Триумф, критика и продолжение
Премьера «Любви земной» 21 июля 1975 года имела всесоюзный масштаб. Фильм стал абсолютным бестселлером, собрав у экранов 50,9 миллиона зрителей, уступив в годовом прокате только комедии «Афоня». С сюжетом было угадано на сто процентов, однако это в итоге и породило массу противоположных мнений.
Так, с одной стороны женская аудитория сопереживала героине Кириенко, ведь тема супружеской неверности была крайне острой для советского общества. Но с другой – была провокационная ситуация, открыто показанная на экране, которая спровоцировала шквал критики и писем с требованием запретить аморальное кино.
«И писатели, и режиссёры, и актеры – все было прекрасно, жизненно, реалистично. Невозможно было не сопереживать, не восхищаться, не гордиться ими», – вспоминают пользователи сети (здесь и далее авторский стиль и орфография соблюдены).
«Актеры великолепные, с душой и талантом. На таких воспитывалась тогдашняя молодежь. Родители их смотрели с детьми вместе. А сейчас дети отдельно, родители отдельно...»
«Очень сильный фильм и музыка. Евгений Матвеев был с такой мужской харизмой, что даже будучи пожилым выглядел отлично»
Фото: кадр из фильма «Любовь земная». Источник: kino-teatr.ru
На волне успеха Матвеев снял продолжение — фильм «Судьба» (1977), посвященный военным годам. Он также стал лидером проката, собрав почти 58 миллионов зрителей, уступив немного «Служебному роману» Эльдара Рязанова, который вышел за год до этого. А спустя почти два десятилетия, в 1995 году, Евгений Матвеев снял картину «Любить по-русски». Ее можно считать идейным наследником «Любви земной» и «Судьбы»: его герой, бывший фронтовик, вновь оказывается перед выбором и уходит от жены.
Эта история также нашла отклик у зрителей, что позволило Матвееву создать еще два продолжения, завершив свою кинематографическую сагу о сложной и многогранной русской любви.
Автор: Яна Половецкая