Николай Патрушев провел в Якутске совещание по вопросам грузоперевозок в Ленском бассейне
В Якутске под председательством помощника президента РФ, председателя Морской коллегии РФ Николая Патрушева состоялось совещание, посвящённое вопросам обеспечения перевозок грузов, в том числе жизненно важных, с использованием морского и речного транспорта в Ленском бассейне. Об этом сообщает сайт www.sakha.gov.ru.
В работе приняли участие советник президента России Игорь Левитин, начальник Управления президента по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков, глава Якутии Айсен Николаев, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Тарасенко, представители администрации президента, федеральных и территориальных органов исполнительной власти, руководители организаций морского и речного транспорта.

По словам Николая Патрушева, река Лена может стать не просто региональной артерией, а логистическим направлением национального и международного значения. В настоящее время начата работа по формированию международного транспортного коридора «Мохэ — Найба», способного в перспективе обеспечить загрузку трансарктического транспортного коридора.
Он отметил, что для реализации этого проекта необходимо создать бесшовную транспортную систему — единый комплекс, включающий портовые терминалы, судоходную инфраструктуру, сервисные центры и современные логистические узлы, связанные с железнодорожными и автомобильными маршрутами.
«Это масштабная задача, требующая значительного объёма финансовых ресурсов. Учитывая, что возможности федерального бюджета в текущих условиях ограничены, для развития транспортной инфраструктуры Ленского бассейна необходимо использовать различные формы государственно-частного партнёрства и инструменты фондового рынка, привлекать крупнейшие инфраструктурные компании, имеющие соответствующие финансовые ресурсы и опыт реализации больших проектов», — сказал Николай Патрушев.
Помощник президента РФ обратил внимание на ряд ограничений, сдерживающих развитие речного транспорта: ухудшение судоходных параметров рек, недостаток земснарядов для дноуглубительных работ, высокий износ портовой инфраструктуры. Потребность региона оценивается примерно в 300 новых судах.
Федеральный руководитель указал на необходимость модернизации речных портов и причалов, а также обозначил задачу — определение перспектив развития морских портов республики, в первую очередь порта Тикси, и оценку вопроса строительства нового глубоководного порта в районе села Найба. Он акцентировал на значимости введённой в опытную эксплуатацию Жатайской судоверфи, которая должна стать важным звеном судостроительной кооперации на Дальнем Востоке и обеспечивать постройку судов класса «река — море», ледового флота, земснарядов и вспомогательных судов.
«Это современная верфь, являющаяся полноценным судостроительным кластером, позволяющим строить необходимый речной флот для грузоперевозок по Ленскому бассейну и в Арктической зоне России. Производственные мощности верфи способны обеспечить создание судов класса “река — море”, барж, буксиров, плавучих доков, земснарядов, а также судов ледового класса. Уже запущена в опытную эксплуатацию производственная линия. Полагаю, что новая верфь должна быть встроена в систему кооперационных связей судостроительной промышленности и обеспечена заказами на строительство новых судов. Прошу Минпромторг России и Минтранс России оказать содействие по включению верфи в имеющиеся программы по производству судов и проработать вопрос об оказании необходимой государственной поддержки», — подчеркнул Николай Патрушев.

Глава Якутии Айсен Николаев, в свою очередь, подчеркнул, что республика обладает значительным транзитным потенциалом, находясь на пересечении кратчайших путей между Европой и Азией. Он рассказал о маршруте нового международного транспортного коридора «Арктический путь» между Мохэ и Найбой.
«Он состоит из трёх основных звеньев. Во-первых, южный отрезок от станции Чаннин Китайской Народной Республики через пункт пропуска “Джалинда — Ляньинь” до станции Сковородино Амурской области общей протяжённостью 163 километра железнодорожных путей. Второе звено — это действующая железная дорога от Сковородино до станции Нижний Бестях, грузового терминала на реке Лене, протяжённостью 1246 километров. Далее — перевалка на грузовом терминале Нижний Бестях на реке Лена и движение уже до морского порта в Найбе. Протяжённость водной части пути — 1734 километра. В итоге выход к Северному морскому пути по реке Лена составит 3143 километра, что в два с половиной раза короче участка Владивосток — Тикси (8000 километров) трансарктического транспортного коридора. И, конечно же, очень важно то, что этот маршрут обходит самый опасный участок восточного Северного морского пути. Предварительные расчёты и исследования показывают, что предлагаемый маршрут конкурентоспособен как по срокам доставки, так и по тарифам за перевозку», — подчеркнул Айсен Николаев.
Ключевым элементом формирования нового логистического маршрута Айсен Николаев назвал строительство глубоководного морского порта в районе села Найба. По его словам, объект двойного назначения в восточной части Северного морского пути станет фактором национальной безопасности и усиления обороноспособности страны. Глава региона также отметил развитие сухопутной части проекта — автотрассы «Восточный меридиан» протяжённостью 1429 километров, которая свяжет трассу «Колыма» с портом Найба.
Подводя итоги совещания, Николай Патрушев сообщил, что протокол будет доработан с учётом внесённых предложений и представлен президенту России. Он подчеркнул, что комплексное развитие Арктической зоны, трансарктического транспортного коридора и формирование международных логистических маршрутов требуют масштабных и долгосрочных инвестиций.
«Очевидно, что такие проекты невозможно реализовать только за счёт бюджета. Здесь критически важно участие частного капитала и фондового рынка, использование эффективных механизмов государственно-частного партнёрства», — заключил он.
