Песни Великой Победы: «На солнечной поляночке»
В страшные и героические годы Великой Отечественной песня «На солнечной поляночке» композитора Василия Соловьева-Седого и поэта Алексея Фатьянова легко нашла дорогу к своему слушателю. Изящная, радующая слух мелодия и легко запоминающиеся слова не сразу получили одобрение у политорганов. Как родилась эта шутливая военная песня, почему сначала ее решили придержать и какая новая рубрика во фронтовых газетах родилась благодаря ей — в материале журнала, продолжающего серию публикаций к 80-летию Великой Победы.
Встреча в ЧкаловеПоэты и композиторы, посвятившие себя песне, часто работали тандемом. Примеров сколько угодно. Скажем, главные удачи Аркадия Островского неотделимы от текстов Льва Ошанина, стихи Михаила Исаковского невозможно представить без музыки Матвея Блантера, а поэт Алексей Фатьянов крепко связан с композитором Василием Соловьевым-Седым.
Внучка Алексея Фатьянова Анна Фатьянова-Китина рассказывала мне, что первая встреча уже обретшего немалую известность маэстро и почти никому неведомого начинающего поэта произошла в Чкалове (современном Оренбурге). Хотя перед тем, как оказаться на берегах реки Урал, будущие соавторы уже исходили немало военных дорог.
Так, Фатьянов, к началу войны служивший в ансамбле песни и пляски Орловского военного округа, успел вместе с коллективом угодить в Брянский котел, погубивший множество жизней. К слову, поскольку на войне оружие артиста — его инструмент, оркестранты нередко договаривались между собой, что после боя уцелевшие заберут скрипку или кларнет в случае гибели владельца. Шла война, и получить в оркестр новую музыкальную утварь было почти невозможно. И случалось, Фатьянов нес на себе сразу шесть инструментов.
Страшные дни выхода из окружения стали одновременно и сладкими в полном смысле слова. Отправленный в разведку поэт с товарищами наткнулись на разбитый грузовик с сахаром. На нем они и продержались до выхода к своим. Не все уцелели, но Фатьянов отделался ранением.
В феврале 1942-го ансамбль отвели в тыловой Чкалов, где поэт и познакомился с Соловьевым-Седым, эвакуированным сюда вместе с семьей.
Они быстро сдружились, что и немудрено. Разница в одиннадцать лет в военную пору не могла быть препятствием. Композитор называл поэта «сынок», тот в ответ обращался «папа».
Песни Великой Победы: «Выходила на берег Катюша…» Стихи пели…
Именно тогда и пришел черед фатьяновских набросков, сделанных еще до войны. По словам Анны Фатьяновой-Китиной, в семейном архиве сохранилась тетрадка, в которой ее дед делал короткие записи, ставшие позже, уже в Чкалове, словами популярнейшей военной песни «На солнечной поляночке», или, как ее еще называют, «Тальяночки».
В книге «Песенная летопись Великой Отечественной войны» приводится рассказ Соловьева-Седого о его встрече с Фатьяновым: «Он мне сразу понравился — молодой, красивый парень-богатырь… На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило. Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык. Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом… Стихи пели, в них уже была мелодия…».
© РИА Новости
Кстати, в 20-е годы прошлого века Марина Цветаева, размышляя о поэтическом творчестве, написала: «Для того чтобы быть народным поэтом, нужно дать целому народу через тебя петь. … Для этого мало быть всем, нужно быть всеми…». Это определение абсолютно точно подходит к Алексею Фатьянову.
Вскоре стихотворение «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». Впрочем, только начинался тревожный 1942 год с тяжелейшими, кровопролитными боями. И шутливые, беззаботные строки Фатьянова, предложенные для создания песни, военные цензоры отложили до поры до времени. И тылу, и фронту тогда требовалось другое творчество.
Первая, «Южно-Уральская»Так что дебютом наметившегося содружества Соловьева-Седого и Фатьянова стал песня «Южно-Уральская», слова которой оказались куда более созвучными тяжелой и жестокой эпохе: «Поведут нас наши генералы. / Враг, себе могилу приготовь! / Ведь недаром мы — бойцы с Урала, / В нас чапаевская кровь». Под эти строки из Чкалова эшелоны уходили на фронт.
Одно время песня даже считалась неофициальным гимном Южно-Уральского военного округа, существовавшего с декабря 1941 по январь 1958 года.
В послевоенные годы ее исполняли нечасто, но песня все-таки не канула в Лету. И даже в какой-то степени получила шанс на возрождение в фильме «Максим Перепелица». Но музыкальный редактор «Ленфильма» реанимированную после доработки музыку не одобрил, и композитор создал весьма отличавшийся от «Южно-Уральской» вариант со словами Михаила Дудина.
Эта версия принесла Соловьеву-Седому Ленинскую премию и уже многие десятилетия продолжает исполняться без оглядки на киноленту.
Песня, ставшая рубрикойСудьба «Тальяночки» оказалась в итоге счастливой. Когда сомнений в исходе войны уже не было, к 1943 году цензурные ограничения сняли. Тогда же в феврале 1943-го после Сталинградской битвы Соловьев-Седой стал писать музыку на эти стихи.
Василий Павлович Соловьёв-Седой. © И. Коган / РИА Новости
Изначально композитор предполагал, что петь ее должен тенор. Но всенародной любимицей она стала после исполнения на Всесоюзном радио известным ленинградским вокалистом Ефремом Флаксом, запомнившимся слушателям, по словам Соловьева-Седого, особым «бархатным» басом. Популярность возросла еще больше после выхода пластинки.
Огромная популярность этого хита выразилась и в том, что в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке», где рассказывалось, как бойцы проводят краткие часы отдыха, о письмах, полученных ими от любимых, и о других «лирических» темах.
Позже военный хит с огромным успехом исполняли и Георгий Виноградов, и Краснознаменный ансамбль песни и пляски А. В. Александрова, и многие другие известные исполнители.
Песня «День Победы» — оригинальный текст 80 шедевров
В 1944-м Соловьев-Седой помог Фатьянову устроиться в знаменитый ансамбль Александрова, где поэт и продолжил воинскую службу. Правда, надолго в прославленном коллективе он не задержался. Всех причин сквозь толщу лет не высмотреть, но, видимо, поэт из-за своего сложного характера просто не сработался с именитым композитором и автором «Священной войны» Александром Александровым, как рассказывала мне внучка Фатьянова.
После этого служба Алексея продолжилась в саперных частях, и военные дороги завели его в Венгрию. Незадолго до битвы за Будапешт в декабре 1944 года при штурме венгерского города Секешфехервара он был ранен вторично, награжден медалью «За отвагу» и десятидневным отпуском.
А плодотворнейшее сотрудничество Фатьянова и Соловьева-Седого продолжилось и после того, как «Майскими короткими ночами / Отгремев закончились бои». Цикл «Возвращение солдата» из шести песен открывался ставшим с тех пор призывом «Где же вы теперь, друзья-однополчане», без которого десятилетиями не обходилось ни одно застолье, встреча фронтовиков и праздничный концерт. Кстати, в 1943 и 1947 годах Соловьев-Седой получил две Сталинские премии за песни на стихи Фатьянова.
Вообще соавторы написали около 80 эстрадных хитов, подавляющее большинство которых стали настоящими шедеврами.
На солнечной поляночке
(музыка Василия Соловьева-Седого, стихи Алексея Фатьянова)
На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь.
Про то, как ночи жаркие
С подружкой проводил,
Какие полушалки ей
Красивые дарил.
Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка, сама
О том, как черноглазая
Свела с ума.
Когда на битву грозную
Парнишка уходил,
Он ночью темной, звездною
Ей сердце предложил.
В ответ дивчина гордая
Шутила, видно, с ним:
— Когда вернешься с орденом,
Тогда поговорим.
Боец средь дыма-пороха
С тальяночкой дружил,
И в лютой битве с ворогом
Медаль он заслужил.
Пришло письмо летучее
В заснеженную даль,
Что ждет… Что в крайнем случае
Согласна на медаль.
Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка, сама
О том, как черноглазая
Свела с ума.
1942 г.
ДосьеАлексей Иванович Фатьянов
Родился 5 марта 1919 года во Владимирской области на окраине городка Вязники — деревня Малое Петрино. В 1929 году семья переехала в подмосковный поселок Лосиноостровский, а в 1934-м — в Москву. В 1935 году он поступил в театральную студию А. Д. Дикого, в 1937-м — в театральную школу Центрального театра Красной Армии А. Д. Попова, по окончании стал выступать на сцене. Перед войной был призван в армию и откомандирован в ансамбль военного округа в Орле. С июня 1944 года — заведующий литературно-драматургической частью Краснознаменного ансамбля песни и пляски Союза ССР. В сентябре 1944-го — фронтовой корреспондент армейской газеты «На разгром врага». В апреле 1945-го распоряжением Главполитуправления ВМФ СССР переведен из действующей армии в Краснознаменный ансамбль песни и пляски Балтийского флота в Таллин. В феврале 1946 года демобилизован. Награжден орденами и медалями. Автор стихов более чем к двумстам песням (80 — на музыку Соловьева-Седого), многие из которых звучат в известных кинофильмах. Умер 13 ноября 1959 года в Москве.
Василий Павлович Соловьев-Седой
Родился в семье петербургского дворника 25 апреля 1907 года. После окончания школы работал аккомпаниатором и импровизатором в клубах, кинотеатрах, на радио. В 1936 году окончил Ленинградскую консерваторию. В годы Великой Отечественной войны создал и возглавил концертную бригаду — фронтовой театр малых форм «Ястребок», неоднократно выступал на фронтах, на Балтийском флоте, оборонных предприятиях. За годы войны написал около 70 песен, принесших ему всенародную известность, в частности «Вечер на рейде» (слова Александра Чуркина), «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были» (все три — на слова Алексея Фатьянова), «Не тревожь ты себя, не тревожь», «Услышь меня, хорошая» (обе — на слова Михаила Исаковского). В послевоенном наследии композитора выделяются песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане» (слова Алексея Фатьянова) и «Подмосковные вечера» (слова Михаила Матусовского). Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов, народный артист СССР. Умер в 1979 году в Ленинграде.
Песни Великой Победы: «Вставай, страна огромная!..»