Песни Великой Победы: «Темная ночь, только пули свистят по степи…»
Лирическая баллада «Темная ночь», созданная поэтом Владимиром Агатовым и композитором Никитой Богословским в 1943 году специально для фильма «Два бойца», необычайной известностью и народной любовью обязана не только кинематографу. Почему у истории создания этой песни несколько версий, зачем ее авторы взламывали двери киностудии и как Леонид Утесов опередил киношников, выпустив пластинку с песней еще до выхода ленты, — продолжаем традиционную рубрику к 80-летию Великой Победы.
Рожденная в эвакуацииПесня «Темная ночь» родилась в 1943 году в столице Узбекской ССР, где в эвакуации на Ташкентской киностудии режиссер Леонид Луков снимал художественный фильм «Два бойца».
Многие знаменитые песни обрастают легендами. «Темная ночь» — из их числа. Одна из таких историй почти детективная.
Она гласит, что поэт Владимир Агатов и композитор Никита Богословский (авторы неброских, но мгновенно сложившихся у них ночью слов и мелодии для знаменитого впоследствии кинофильма «Два бойца») не в силах дождаться наступления рабочего дня, затемно ринулись на киностудию. Бесцеремонно выломали дверной замок в цех озвучки и торопливо записали сочиненную песню в исполнении Марка Бернеса.
Когда же измотанные, но и обрадованные результатом авторы вышли на рассветную улицу, то услышали, как сотрудники расходившегося по домам ночного персонала студии уже напевали только-только прозвучавшие в студии слова песни.
Есть и другая история. Мне как-то рассказывали, что будто бы Никита Богословский сначала предлагал написать стихи известному тогда поэту-песеннику Виктору Винникову. Но у того песня не сложилась, потому что он привык работать с Исааком Дунаевским, творчество которого характерно куда более жизнерадостными мелодиями. Сокровенный, затаенный настрой поэта не вдохновлял. И композитор переключился на поиски другого поэта.
Песня как письмо домойЗачем режиссеру ленты Леониду Лукову понадобилась в кадре лирическая песня, он сам объяснил в своих воспоминаниях. К моменту съемок «Двух бойцов» он уже точно определился с актером на одну из главных ролей. Поначалу рассматривался Петр Алейников, звезда «Трактористов», «Истребителей» и «Семеро смелых». Но режиссера смущала именно всенародная популярность этого выходца из белорусской деревни и любимца всей страны. Луков опасался, что зрители будут воспринимать Алейникова с оглядкой на его предыдущие роли.
© Леонид Коробов / РИА Новости
В итоге выбор пал на Марка Бернеса. Одессит Аркадий Дзюбин, над образом которого колдовал режиссер, тоже не был обделен юмористической жилкой, но Марк Бернес не вызывал шквала улыбок при одном лишь появлении на экране. А излишний комизм, пожалуй, не пошел бы на пользу восприятию актера и его героя.
Эпизод, в который позднее вписалась «Темная ночь», где солдат Дзюбин пишет письмо домой, долго не давался. И после нескольких неудачных попыток режиссеру пришла счастливая идея поставить в кадр лирическую песню, связывающую фронтовые будни с далеким домом и метафорично передающую чувства героя.
По воспоминаниям Никиты Богословского, главную мелодию он с первой попытки сымпровизировал на рояле, после того как Луков объяснил ему свой замысел. Вызванный на студию Владимир Агатов тоже сразу уловил настроение и ритм. Работа пошла. И вскоре настал черед знаменитого «ночного броска» в цех озвучки со взломом двери.
Кстати, композитору было не привыкать к сложным экспромтам. Еще до войны, в 1939-м, работая над музыкой к фильму «Истребители», он оказался в похожей ситуации. Песню «Любимый город» («В далекий край товарищ улетает…») директор картины не хотел принимать, заявляя, что съемки завершены, смета исчерпана, так что поздно записывать рожденное произведение, да и не на что. Тогда композитор вместе с автором стихов Евгением Долматовским и исполнителем Марком Бернесом заявили, что сами покроют внеплановые расходы.
В День Победы россияне не останутся без «Катюши» и «Смуглянки» Как Утесов опередил киношников
Хотя «Темная ночь» появилась благодаря фильму, необычайной известностью и народной любовью обязана не одним лишь кинематографистам.
Дело в том, что до выхода готового фильма в прокат Никита Богословский показал ноты и слова Леониду Утесову. Любимец советской публики так очаровался песней, что тут же добился радиотрансляции своего исполнения и даже записи на грампластинку. В наше время не обошлось бы без выяснения отношений в суде, но в 1943-м было не до юридических процедур.
Поступок композитора нетрудно объяснить. Ему уже доводилось дарить свою песню дочери певца Эдите Утесовой, так что широкий жест по отношению к ее отцу удивительным назвать нельзя. Но у режиссера и всей объединенной киностудии были все поводы для сетования и обид, поскольку песня мгновенно обрела поклонников по всей стране и всем фронтам задолго до триумфального шествия фильма.
Леонид Утесов. © Дмитрий Козлов / РИА Новости
Много позже я слышал романтичную и очень похожую на правду историю о звуковых дефектах первой пластинки с исполнением Утесова. Когда техконтроль и все прочие, кому это положено, принялись выискивать причины винилового брака, выяснилось, что женщина-техник, готовившая тиражирование диска, не сдержала слез, упавших на матрицу и вызвавших непредвиденные шумы и помехи.
Впрочем, никаких подтверждений реальности этого трогательного происшествия мне найти не удалось. Хотя история и в самом деле «достойна публикации».
Песни Великой Победы: «Выходила на берег Катюша…» Второй кинохит
«Два бойца» одарили нас и второй известной песней, которую создали те же авторы — Богословский и Агатов. По просьбе режиссера они написали стилизованный под шансон хит «Шаланды», в конце концов ставший неотъемлемой частью одесского фольклора. Хотя тогда его исполнение с эстрады не очень-то приветствовалось.
Например, в конце 60-х годов прошлого столетия в Алма-Ату, где автор этих строк учился на факультете журналистики Казахского госуниверситета, приехали с гастролями Эдита Пьеха и неотделимый тогда от нее ансамбль «Дружба» Александра Броневицкого. В его репертуаре была и эта полуопальная песня.
В интервью Броневицкий рассказал мне, что при первой попытке включить в программу этот совершенно безобидный по содержанию номер он столкнулся с крайне негативным отношением ленинградских чиновников, отговаривавших от исполнения этих, по их определению, «блатных куплетов». В ответ то ли в шутку, то ли всерьез он утверждал, что песня-то о рабочем классе, ведь речь в ней идет о женитьбе моряка и рыбачки. Так и удалось включить «Шаланды» в репертуар.
Когда умолкла музыка войны и зазвучала музыка Победы Песни на века
Впрочем, «Темная ночь» в отличие от тех же «Шаланд» с музыкальной точки зрения стоит особняком от массовых советских песен того периода, выделяясь особым мелодизмом, объяснил нашему изданию секрет успеха и долголетия этой военной песни известный композитор народный артист РФ Олег Иванов.
«Ее отличает необыкновенная свежесть музыкальной интонации. В сочетании с потрясающим исполнением Марка Бернеса она — подлинный феномен музыкальной культуры времени создания», — считает он.
Марк Бернес. © Александр Смирнов / РИА Новости
Никита Богословский после нее, напомнил Иванов, получил право считаться классиком советской песни.
«Вспомним, песню запели сразу после создания. Это же особый жанр разговоров авторов с теми, кому она предназначена. А если песню нельзя петь, то это просто химера, искусственно созданное нечто, но не песня, — отметил автор знаменитого хита 70-х, песни «Товарищ» («Я песней, как ветром, наполню страну…»). — Композиторы пользуются одним музыкальным языком, но вплетают в общую звуковую ткань свои интонации. Без них песня обречена, о долгой ее жизни говорить не приходится».
Особо он отметил, что до «Темной ночи» и «Землянки» в песенной культуре «преобладал за малым исключением приоритет коллективного: скажем, мы за мир или еще за что-то глобальное». «А у Богословского и Агатова внутреннее содержание, духовный мир героя постигается через «я». Сейчас это привычно, а тогда воспринималось как нечто необыкновенное. Адресатом становилась не масса людей, а конкретная, отдельная личность», — объяснил Олег Иванов.
По мнению композитора, такой прием обеспечил песне всенародную любовь на долгие времена.
Темная ночь
(музыка Никиты Богословского, слова Владимира Агатова)
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила…
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою:
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и теперь надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!
ДосьеНикита Владимирович Богословский
Родился 9 (22) мая 1913 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. С 1937 года начал работать для кино. С началом Великой Отечественной войны эвакуирован в Ташкент, где создал музыку для песен, признанных классическими. Как дирижер выступал в России и за рубежом, в 1950-1960-е годы вел теле- и радиопрограммы. Автор более 300 песен и музыки к 119 фильмам и 80 спектаклям. Умер 4 апреля 2004 года в Москве.
Владимир Гариевич Агатов (Гуревич)
Родился 28 июля 1901 года в Киеве. С 1919 года — журналист киевских газет «Пролетарская правда» и «Киевский пролетарий», потом в Москве трудился в «Гудке» одновременно с Ильей Ильфом, Евгением Петровым, Валентином Катаевым, Михаилом Булгаковым. Сотрудничал в «Правде», «Огоньке". С 1940-го — автор произведений для эстрады и поэт-песенник. Умер в 1966 году в Москве.
Песня «День Победы» — оригинальный текст