Пять уникальных старинных часов из коллекции Эрмитажа привели в действие реставраторы
В главном музее Петербурга продемонстрировали результат работы в рамках программы «Связь времён — связь технологий». Этот проект реализуется с 2007 года при поддержке одной из крупнейших технологических компаний мира. Заговорили и даже запели не просто часы — шедевры инженерной мысли и ювелирного искусства.
Такой, говорят в Эрмитаже, была дискотека XVIII века. Под слегка сбивчивую мелодию органа и цимбалы пританцовывала даже императрица Екатерина Вторая.
«Это время, когда у вас не было никакой музыки фоновой. Тогда единственная музыка — это бой часов, и вот эти органы, либо шкатулки музыкальные, которые точно так же заводились. Это время довольно тихое, и, конечно, люди стремились максимально развлечь себя», – рассказала Анастасия Кудрина, научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства государственного Эрмитажа.
Во все эпохи неизменно часы — не только показывали время. Одна из важнейших функций роскошных циферблатов — как и сегодня — указание на статус владельца.
Авторство этой драгоценности узнают в любой точке мира. Пасхальное яйцо работы фирмы Фаберже во всей красе предстает впервые за несколько десятков лет.
«Оно было создано по заказу Беатрисы Эфрусси по случаю помолвки ее младшего брата барона Эдуарда Ротшильда с Жармен Хальфен», – рассказала Татьяна Бабошина, научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства государственного Эрмитажа.
Петушок показался на мгновенье и тут же исчез. Сложный механизм, говорят реставраторы, не рассчитан на частое использование. Следующий раз мир увидит его очень не скоро. В погоне за красотой инженеры ошиблись в расчетах. Слишком тяжелую птичку поднимает хрупкая система. На поиск баланса реставраторам понадобился не один год.
«Мне было, так сказать, интересно перепрыгнуть через себя, через свои возможности, попытаться по крайней мере. У меня были минуты отчаяния и неверия в собственные силы, и на самом деле два года — это большой срок», – рассказал Михаил Гурьев, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов государственного Эрмитажа.
Музейные часы — еще и примета времени. В них — открытия и ошибки предков. Эта армиллярная сфера зафиксировала заблуждение начала XIX века. Она исправно показывает, как Солнце вращается вокруг Земли.
«Это прибор наглядный, представляющий систему мира. Небесный экватор, эклиптику, меридиан, коллюры», – рассказал Григорий Ястребинский, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Сегодня многие из этих экспонатов попали бы в разряд тяжелого люкса. Двести и триста лет назад, создавая часы, искусные мастера соревновались в количестве позолоты, складок на туниках античных богов и драгоценных камней на циферблатах..
Музей обычно — место, где останавливается время, но только не этот. Под тиканье и переливы в полумраке залов продолжают бежать и течь мгновения, которые начали свой путь несколько сотен лет назад.
Один из старейших экспонатов, которые восстановили петербургские реставраторы — модель Вселенной конца ЧМШ века. Подарок от императора Священной Римской Империи Ивану Грозному.
Благодаря механизму, который там встроен, что называется, в режиме реального времени можно наблюдать вращение небесных светил. Благодаря автоматическому календарю, узнавать не только дату, но и соответствующее имя святого.
Этот компьютер допетровских времен, как и четыре других артефакта, Эрмитаж сумел восстановить благодаря помощи одного из мировых технологических гигантов. Многолетнее партнерство музея и разработчиков инноваций позволяет возвращать к жизни сокровища человеческой мысли.
«Выделяется меню, которое предлагается для тех, кто хочет в этом участвовать, из этого меню выбирается самое необыкновенное. Рисков нет, работа всегда выполнена хорошо», – отметил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Пара этих эрмитажных залов заставляют задуматься не только о таланте мастеров. Эпохи, которые подарили такие шедевры, остались далеко позади. И лишь шестеренки времени неумолимо продолжают двигать стрелки только вперед.
