Почему была упразднена Запорожская Сечь
Этот вопрос обсуждался на Круглом столе в Институте стран СНГ 28 июля с. г. Упразднение Запорожской Сечи произошло ровно 350 лет назад – де-факто – в июле 1775 года, когда царские войска окружили Сечь и вынудили запорожцев подчиниться. В августе на эту тему вышел Манифест за подписью Екатерины II. Произошедшее нужно рассматривать в контексте событий того времени: только что был подавлен Пугачевский бунт и победоносно завершилась русско-турецкая война – нужно было заселять новоприобретенные земли колонистами. Запорожцы конфликтовали с заселявшими Новороссию колонистами, вступали с ними в хозяйственные споры, пытались расширить свою территорию вплоть до Молдавии. Иррегулярные отряды, которые представляли собой запорожское войско никак не вписывались в имперские стандарты. Кстати, с эти аргументом, применительно к будущей Украине, соглашался Антонович, известный украинский националист, ученик М. Грушевского. Кроме того, принцип безбрачия, которого придерживались запорожцы, порой оборачивался впадением в извращенные формы сожительства. Все это было нетерпимо. Парамилитарное государство в государстве, причем, не на окраинах, а внутри сохранять было немыслимо. Нужно было выдвигаться на Кубань и Северный Кавказ. Кстати, митрополит Антоний (Храповицкий), будучи волынским архиереем, пытался возродить Запорожскую Сечь. Ему, однако, удалось только восстановить место, которое называется «Казачьи Могилы». Никакой национальной подоплеки в произошедшем не было совершенно. К тому же тогдашних запорожцев невозможно было назвать украинцами. Кстати, основатель Запорожской Сечи Иеремия Вишневецкий был поданным Иоанна Грозного. Раньше он княжил на Волыни. На острове Хортица устроил себе замок. В качестве поданного русского царя управлял черкесами. Запорожцы занимались рыбной ловлей, охотой, добычей соли. Землепашества и скотоводства чурались. Отбив у татар пленников, оставляли их у себя, причем, не в качестве казаков, а по сути, крепостных. Были случаи, когда запорожцы пропускали через свои земли татар, шедшими набегами на Русь. Нужно отметить, что большинство запорожцев, после упразднения Сечи, сохраняли за собой казачий статус и оставались на прежней территории. Старшины получили права дворянства. Многие из нее имели офицерские звания.
Представляю себе какая волна поднимется на Украине в связи с этим юбилеем. Сколько будет инсинуаций, обвинений и проклятий! На мой взгляд, в произошедшем очень важна духовная подоплека. Приняв преемство хранения чистоты Православной веры, Русь становится центром Православия – III Римом. Константинополь – II Рим, пойдя на заключение Флорентийской унии с латинянами, пал под ударами турок-осман. Киевская митрополия была составной частью Константинопольского Патриархата, а посему на нее распространяются все негативные последствия потери первенства, равно как и на Малороссию, как таковую. Есть два варианта: либо это смиренно принять и ценить свое нахождение в составе единого русского государства и, соответственно, единого патриархата, либо с пеной у рта это оспаривать, тем самым не соглашаясь с волей Божией. В противодействии этому важно учитывать: для великороссов, находящихся под крепкой царской властью, была свойственна приверженность к внешним формам богопочитания, к Уставу, к тому, что «благообразно и по чину», по словам ап. Павла. Малороссийский менталитет – это вольница, нежелание находиться в парадигме жестких рамок, минимализм планки аскетических требований. Очень образно это изображено в повести Гоголя «Тарас Бульба», когда описывается прием в казаки Сечи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Ключевые слова: Круглый стол история РПЦ Запорожская Сечь