Почему льготы не станут «волшебным эликсиром» в условиях дорогих автокредитов
Программу льготного автокредита планируют вновь расширить на семьи с детьми. Какое влияние эта мера окажет на отечественный авторынок, рассказала директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ирина Андриевская.
Оценивая инициативу Минпромторга о перезапуске госпрограммы льготного автокредитования, она предлагает посмотреть на цифры, которые говорят о состоянии рынка. Выдачи автокредитов в I квартале, по данным ЦБ, падают с начала года. За январь портфель автокредитов в банках «похудел» на 9%, в феврале – на 29%, а в марте – на 31%. Автокредиты по ставкам больше 27-29% на выросшие за год в цене автомобили людям не по карману, и продажи резко «затормозили». За квартал россияне купили на четверть меньше новых машин, причем в марте просадка превысила 45,5%.
Комментарий экспертаИрина Андриевская, директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру»:
– Планы властей возобновить госпрограмму «Семейный автомобиль» для заемщиков с детьми – это хорошая новость и для отечественного потребителя, и для автопроизводителей, и для банков. Говоря о возобновлении массовых льгот в автокредитовании для семей с детьми, можно провести параллель с другой госпрограммой – семейной ипотекой, которая сейчас, в условиях высоких ставок и жесткой денежно-кредитной политики ЦБ, остается основным драйвером продаж новостроек. Однако самое главное, чтобы от льготы на автокредиты власти не «отсекли» заемщиков с детьми старше 6 лет, как это было сделано в новых условиях льготной ипотечной программы.
С долей осторожного оптимизма можно ожидать, что положительный эффект от возобновления льготного автокредитования даст плюс 10-15% к текущему уровню продаж в сегменте новых автомобилей.
Андриевская пояснила, что этот прогноз базируется на данных о реализации отечественной марки Lada с начала года. Так, по данным агентства «Автостат», на долю машин АВТОВАЗа за первый квартал 2025 года пришлось 31% сделок в сегменте новых автомобилей. Почти все марки волжского автозавода соответствовали прежним критериям госпрограммы по стоимости автомобиля – 2 млн рублей. Если это требование не ужесточат, то большую часть продукции отечественного автогиганта семейные заемщики смогут покупать, используя меры поддержки государства.
При этом эксперт отмечает, что, по опыту прошлых лет и судя по текущим условиям госпрограммы, Минпромторг не прописывает ставку льготного автокредита. В отличие, например, от семейной ипотеки, ведомство закладывает скидку к цене автомобиля: 20% базовая на авто с двигателем внутреннего сгорания (25% для ДФО) и 30% для электромобилей. При этом в механизме дисконта прямое снижение цены происходит благодаря субсидированию части процентов по льготному автокредиту. Эту разницу государство из бюджета компенсирует банкам. Поэтому для покупателей с кредитным «плечом» критически важны проценты автокредитования, а не только дисконт к стоимости авто, отмечает специалист.
Однако в последние полгода средние проценты автокредитов постоянно росли вслед за ключевой ставкой ЦБ. В итоге средняя ставка автокредита на новые машины к началу 2025 года составляла 25%, по данным ЦБ. Ее едва ли ли можно считать доступной для массового льготного кредитования. Как показывают расчеты, ежемесячный платёж льготника по кредиту на автомобиль стоимостью 2 млн рублей с нулевым первым взносом составит 58,7 тыс. рублей. За пять лет кредитования под 25% «набегут» проценты в размере 1,5 млн рублей. То есть одну машину человек купит для себя и почти ¾ цены отдаст банку. Чтобы войти в льготную программу обслуживать взносы в 58,7 тыс. рублей, «белая» зарплата заемщика должна быть вдвое больше – 116 тыс. рублей.
Но таким уровнем дохода располагают далеко не все семьи страны. Значит, даже расширив аудиторию госпрограммы, власти скорее всего не смогут полностью «перекрыть» падение продаж на авторынке и в сегменте автокредитов. А сами льготы не станут «волшебным эликсиром» в условиях высоких ставок автокредитов, делает вывод эксперт.
Андриевская отмечает, что у госпрограммы льготного автокредитования немало критиков. Она согласна с тем, что в ее текущих правилах власти компенсируют скидки банкам, а не покупателям или автопроизводителям. Поэтому, к примеру, заслуживает внимания идея возмещать семьям часть потраченных денег на покупку кредитного авто за счет вычета, по аналогии с вычетом на покупку квартир и по ипотечным процентам.
Другим плюсом для потребителей могла бы стать фиксированная льготная ставка автокредита: например, 6%. Благодаря низким процентам льготами смогли бы воспользоваться семьи даже со средними доходами. При этом эксперт предположила, что Минпромторг вряд ли станет кардинально менять условия госпрограммы и льготировать ставку для заемщиков.
Ранее «За рулем» сообщал, что бывший дизайнер Rolls-Royce дал оценку российскому автопрому.
«За рулем» можно читать и в ТелеграмОбзор выгодных предложений от банковВТБ – рассчитать автокредитМожно подать заявку онлайн – обычно на решение уходит не более 5 минут. В случае одобрения документы тоже можно подписать онлайн. Плюс в том, что деньги можно потратить не только на покупку машины, но и на другие цели – под залог автомобиля.
Т-Банк (бывший Тинькофф) – рассчитать автокредитМашину на кредитные деньги вы покупаете самостоятельно, без участия банка. Поэтому никаких допуслуг – остаток средств можно потратить на то, что действительно нужно вашему новому автомобилю.
Совет: попросите банк проверить автомобиль по открытым базам ГИБДД, ФНП, ФССП и банковским источникам – специалисты Т-Банка готовы взять на себя эту важную задачу, стоит только изъявить желание.
Есть также возможность взять кредит наличными под залог авто.
Совкомбанк – рассчитать кредитТут можно взять кредит «на большие цели по низкой ставке». Одобренная сумма кредита будет больше, а ставка ниже, если брать деньги под залог имущества, в том числе автомобиля.
Рекомендуем также: Как реально сэкономить на каско до 50%? Обзор самых доступных допстраховок на автомобиль.