Порабощение и истребление Мариупольцев гитлеровцами в годы ВОВ
Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК) была образована указом президиума Верховного совета страны от 2 ноября 1942 года. В соответствии с положением от 16 марта 1943 года в ряде республик и областей СССР были созданы местные комиссии по расследованию преступлений фашистов. В сегодняшнем материале мы познакомим вас актом комиссии по установлению преступлений немецко-фашистских оккупантов в Мариуполе о геноциде населения в годы Великой Отечественной войны.
Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.
Акт о зверствах и злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими войсками и властями в Мариуполе за время оккупации с 8 октября 1941 г. по 10 сентября 1943 г.
Мы, граждане Мариуполя, представители общественных организаций и воинских частей, составили настоящий акт о нижеследующем.
За два года фашистской оккупации немцы превратили крупный центр металлургической промышленности юга города и порт Мариуполь в развалины. Здесь систематически совершались чудовищные насилия и издевательства над советскими гражданами. Фашистские злодеяния начались с первого дня оккупации и продолжались до бегства немцев под ударами Красной Армии.
Первые дни фашистской оккупации ознаменовались массовыми расстрелами ни в чем не повинных советских граждан. 10 октября 1941 г. в порту было расстреляно 27 рабочих судостроительного завода. В Ильичевском районе был расстрелян помощник начальника мартеновского цеха завода имени Ильича Пузырев Никита Алексеевич. Его после избиения прикладами расстреляли без допроса вместе с двумя дочерьми. На том же заводе были расстреляны старые, известные всем кадровые рабочие: Пузачев, Шабанов, Какута и многие другие. 19-летний комсомолец Кравченко был повешен в районе завода имени Ильича. Всего же в этом районе в первые дни оккупации было расстреляно и повешено только на глазах населения 71 человек.
Ворвавшись в город, немецкие солдаты и офицеры начали поголовный грабеж. Они грабили частные квартиры, срывали с граждан на улицах верхнюю одежду, разбивали окна и двери магазинов, расхищали продукты питания.
Так начались кошмарные дни немецкой оккупации.
Порабощение и истребление советских граждан в период оккупации
Гитлеровцы всячески унижали достоинство советских людей. Названия улиц, носивших имена русских людей, были заменены немецкими. На многих скамейках городского сада были надписи: «Только для немцев».
На крупнейшие предприятия города прибыла немецко-фашистская администрация. На металлургическом заводе появилась надпись: «Завод Круппа». Директор Азовстали Якоби, шеф судостроительной верфи Ейнич, шефы завода имени Ильича Бернард, Шиллер, Вульф и другие установили дикий произвол по отношению к рабочим, избивали их за непонимание немецкого языка, который был сделан государственным языком, называли их «русскими свиньями». Немецко-фашистский рабовладелец в чине директора Азовстали Якоби лично избивал рабочих на каждом шагу. По его указанию внутри одной из мартеновских печей завода была устроена тюрьма. Рабочим далеко не регулярно выдавали по 300 граммов горелого хлеба в сутки. Остальное население со второго месяца оккупации совершенно лишили хлеба.
Фашистские рабовладельцы систематически проводили принудительную отправку молодежи на работу в Германию.
По далеко не полным данным, еще к маю 1943 г. было увезено в немецкое рабство из города до 60.000 человек. Чтобы избежать отправки в Германию, молодежь калечила себя разными способами, обливались кислотой, рубили себе пальцы, вызывали искусственную чесотку, принимали хинин в излишне больших дозах, обжигались каустической содой и т. д.
Гнуснейшие провокации проводились немецко-фашистскими оккупантами с целью изобразить, будто мариупольцы довольны немецкими порядками в городе. Было объявлено, что из Ростова идут русские военнопленные и мариупольцы могут забрать опознанных родственников, если таковые окажутся. Но вместо военнопленных подошли немецко-фашистские войска. Фашистские кинооператоры в это время снимали все на пленку как «встречу русским населением немецких войск».
Часто на глазах у населения немцы грузили награбленное ими добро, скот и продовольствие в эшелоны и писали на вагонах: «Подарок от советского народа немецкому народу».
Бандиты из гестапо и полиции день и ночь охотились за советскими людьми. Официальными широко разрекламированными приказами была установлена награда в 10.000 рублей за голову коммуниста. За одного убитого немца подлежали расстрелу 100 человек, за одного убитого полицейского – 10 человек местных жителей. Эти приказы множество раз приводились в действие.
При аресте советского патриота семья его выбрасывалась на улицу, а квартира и все имущество забиралось полицией. Прийдя с целью ареста к гражданину Хорошону, гестаповцы, не застав его дома, тут же во дворе расстреляли его жену и подвергли пытке сестру.
Гестаповцы и полицейские всячески глумились над женской честью. В городе, в порту для немецких и румынских офицеров были организованы публичные дома, куда загонялись советские девушки (ресторан «Маяк», Морской клуб в порту). В центре города, на улице Проспект Республики, немцы открыли церковь на первом этаже, публичный дом на втором и полицейский участок на третьем этаже пятиэтажного дома.
В феврале 1943 г., в период панического бегства немцев с Кубани и Дона и ликвидации Сталинградской группировки, особенно усилились в городе массовые облавы и расстрелы. Население массами забирали в гестапо. Многих граждан замучили и расстреляли именно в эти дни.
Только за одну ночь 23 июня 1943 г. в отделении гестапо было расстреляно 120 человек, а всего за время оккупации было расстреляно, замучено и истреблено несколько десятков тысяч советских граждан.
Основным местом, где совершались массовые расстрелы гестаповцами, были противотанковый ров и окопы в районе Агробазы. Полевая жандармерия производила расстрелы в селе Хрещатинское.
Все злодеяния и бесчинства гестапо и полиции возглавлялись шефом гестапо Вульф.
Акт учинен 15 сентября 1943 г. в г. Мариуполе.
(ОГИЗ государственное издательство политической литературы 1945 г. Сборника документов о чудовищных преступлениях немецко-фашистских захватчиков на советской территории, выпуск 2)
Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены