«Разморозить» фонды: туроператоры просят разрешить им выплаты туристам из ФПО

«Разморозить» фонды: туроператоры просят разрешить им выплаты туристам из ФПО

Туроператоры просят разрешить им в кризисных ситуациях выплачивать деньги туристам из фондов персональной ответственности (ФПО). А также покрывать ими дополнительные расходы компаний. Повод для обращения к властям — потери из-за конфликта на Ближнем Востоке и операции «Ковер» в России.

С инициативой выступил Владимир Рубцов, глава комитета по выездному туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) и генеральный директор туроператора Fun&Sun. В письме председателю комитета Государственной Думы по туризму и туристической инфраструктуре Сангаджи Тарбаеву, которое цитирует пресс-служба РСТ, эксперт отметил: действующий механизм делает фонд фактически «замороженным», тогда как отрасли требуется гибкий инструмент.

Недавние события, по словам Рубцова, показали уязвимость отрасли: перебои в авиасообщении вынудили туроператоров за свой счёт покрывать значительные расходы — от продления проживания туристов в отелях до покупки им новых авиабилетов.

«Туроператоры продолжают выполнять свои обязательства перед туристами, минимизируя негативные последствия для них за свой счет. С учетом вышесказанного предлагаю рассмотреть внесение изменений в федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ „Об основах туристской деятельности в РФ“ в части расширения возможности использования денежных средств фондов персональной ответственности туроператоров (ФПО), которые на данный момент размещаются на счетах ассоциации „Турпомощь“ без активного использования», — говорится в письме.

Среди предложений — направлять средства ФПО не только на компенсацию ущерба туристам, но и на оплату депозитов авиакомпаниям и отелям, инвестиции в развитие гостиничной инфраструктуры, повышение качества обслуживания и безопасности, поддержку внутреннего и социального туризма.

Кроме того, Рубцов предлагает разрешить туроператорам использовать до 50% фонда при превышении его максимального размера и отсутствии выплат туристам в текущем году, с условием последующего восстановления объема. «Указанные средства могут быть направлены на покрытие дополнительных расходов, понесенных туроператорами, а также на возмещение реального ущерба, причиненного туристам в результате воздействия внешних факторов, связанных с обострением международной обстановки», — уточняется в документе.

Позицию поддержал вице-президент РСТ, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. «Совершенно понятно, что сам механизм фонда персональной ответственности требует реформирования, потому что в нём мёртвым грузом лежат огромные средства туроператоров, которые они могли бы использовать на решение актуальных проблем», — отметил он. Юрист напомнил, что сегодня законом предусмотрено лишь одно основание для использования ФПО — банкротство или прекращение деятельности туроператора при недостаточности страхового покрытия. Исключение ранее делалось только во время пандемии.

Ранее Profi.Travel сообщал о том, что туроператоры уже обращались к властям с просьбой разрешить им использовать средства из ФПО на развитие компаний. Однако это предложение так и не было поддержано.

Причиной обращения стал коллапс авиасообщения на Ближнем Востоке в июне 2025 года. Тысячи российских туристов оказались в сложной ситуации из-за отмен и задержек рейсов, а туроператоры вынуждены были за свой счёт продлевать размещение в отелях, покупать новые авиабилеты и организовывать трансферы. Эти меры обернулись для компаний многомиллионными убытками и показали необходимость пересмотра механизма ФПО.

Согласно действующему законодательству, туроператоры ежегодно перечисляют в фонд персональной ответственности 1% от оборота за предыдущий год. У крупнейших игроков объём фондов достигает 300–1500 млн рублей.

Более чем на 14 часов задерживается рейс из Екатеринбурга в Шарм-эль-Шейх авиакомпании AlMasria Universal Airlines. Изначально вылет планировался 25 августа в 00:05 (20:05 мск), потом его перенесли на 05:35 (03:35 мск), сообщил Profi.Travel турагент из сообщества Loyalty. Потом его два раза переносили, причем время менялось в обе стороны. Сначала рейс поставили на 16:15. сейчас, судя по расписанию аэропорта Кольцово, вылет назначен на 14:25 (12:25 мск).

О том, что время старта изменилось, стало известно за несколько часов до вылета. «Туристам сказали: задержка связана с поздним прибытием самолета, хотя он прилетел вчера в 21:30», — рассказал турагент.

«Туроператор регулярно присылает данные о переносах в заявке и на почту, — уточнили в турагентстве. — Туристам пока ничего не предлагали». По словам агента, это объяснили тем, что рейс перенесен, а не задержан.

«Это все равно просрочка доставки пассажира, поэтому должны предоставить условия ожидания, но фактически сейчас авиакомпании часто этого не делают, что, вероятно, связано с организационными сложностями, — пояснила юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская. — Поэтому туристы должны быть готовы обеспечить ожидание самостоятельно. Нужно сохранить чеки и по возвращению написать претензию с требованием компенсации расходов».

Ранее сообщалось, что египетский чартерный перевозчик AlMasria Universal Airlines должен исправить ситуацию с выполнением своих рейсов по расписанию к 1 августа. Иначе Росавиация может не допустить авиакомпанию к выполнению чартерных программ между Россией и Египтом в зимний сезон 2025–2026, заранее уведомив об этом туроператоров.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

11:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025