Реформы Андропова: на полпути к преодолению "застойных явлений"

Реформы Андропова: на полпути к преодолению "застойных явлений"

Об укреплении и реформировании административно-командной системы при Ю.В. Андропове рассказывает в сто сорок первом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.

10 ноября 1982 года скончался глава Советского государства – Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда, кавалер восьми орденов Ленина и кавалер других 109 советских и иностранных государственных наград, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» и Ленинской премии по литературе Леонид Ильич Брежнев.

Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран председатель Комитета государственной безопасности СССР Юрий Владимирович Андропов. 16 июня 1983 года он становится и Председателем Президиума Верховного Совета СССР. 

Избрание лидером 68-летнего и тяжело больного человека объяснялся тем, что его соратники надеялись на его волевые качества, которые он проявлял на всех прежних должностях. Всем было понятно, что необходимо было как-то выводить страну из тупика, из «застоя». Но искали выход в рамках сложившейся системы и искали человека системы, который мог ее укрепить.

Свои волевые качества Андропов продемонстрировал уже в самом начале своей политической карьеры. В разгар политических репрессий в 1937 году он, комсорг судоверфи в Рыбинске, выступает на конференции и «разоблачает» первого секретаря Ярославского обкома комсомола А.М. Брусникина, обвинив его в связи с «враждебными элементами». Андропов предлагает выразить лидеру областного комсомола «политическое недоверие и удалить с конференции». 

По тем временам Брусникин после такого обвинения был обречен. Его позднее арестовали и расстреляли. А место секретаря обкома комсомола занял сам Андропов. Затем в 1940-1944 гг. он возглавлял комсомольскую организацию недавно созданной 16-ой союзной Карело-Финской республики. 

В 1951-1953 он – заведующий подотделом ЦК ВКП(б), но затем переходит в МИД. В поле зрения высшего партийного руководства Андропов, занимавший скромную должность посла в Венгрии в 1954-1957 гг., попал в связи с венгерским восстанием 1956-го года. Здесь он вновь проявил свои волевые качества, сыграв ключевую роль в подавлении мятежа. И в 1957 г. Андропов становится заведующим отделом ЦК КПСС, а позднее членом и секретарем ЦК.

В мае 1967 г. Андропов назначается председателем КГБ СССР, и работает в этой должности рекордный срок – 15 лет.

Став главой партии, Андропов избирает свой путь борьбы с застоем в экономике страны. Он, как никто, по роду своей деятельности руководителя КГБ, знает об огромных масштабах системной коррупции в СССР. Знает о том, что метастазы этой болезни проникли на самые верхи власти, в т.ч. и в правоохранительные органы. 

Андропов знает, что во главе колоссальной коррупционной системы стоит сам Министр внутренних дел Н.А. Щелоков, который, как ненасытный стяжатель, в корыстных целях грубо преступно нарушал законы. И он приходит к выводу, что для преодоления «застойных явлений» первым делом надо сломать и изжить коррупцию во всех звеньях госаппарата и руководства экономикой. В общем Андропов решил применить то оружие, которым он хорошо владел.

Уже через месяц после смерти Брежнева министр внутренних дел Щелоков был снят со своего поста, затем лишен государственных наград и звания генерала армии. В ходе расследования и обысков в квартире Щелокова было обнаружено огромное количество антиквариата, картин, бриллиантов и других ценностей. Бывший министр и его жена позднее застрелились.

Устранив Щелокова, Андропов провел чистку правоохранительных органов и других государственных структур. Только из рядов милиции было уволено около 100 тысяч сотрудников. Против целого ряда высокопоставленных государственных и хозяйственных руководителей были возбуждены уголовные дела. 

Особенно резонансным было «Узбекское дело». Он началось с ареста в апреле 1983 года начальника ОБХСС УВД Бухарского облисполкома. При обыске у него было обнаружено 1 131 183 рубля денег, золотые монеты и драгоценности. Следствие по цепочке установило, что в республике сложилась преступная группировка, включавшая в себя абсолютно всех высших руководителей республики во главе с партийным лидером Ш.Р. Рашидовым, который в этом же году скоропостижно скончался.

В связи с кратковременным пребыванием на вершине власти Андропов не успел совершить все задуманное и потому в литературе его оценки как государственного деятеля очень различаются. С одной стороны, он явно взялся «наводить порядок» железной рукой. Все выглядело так, как будто он пытался укрепить жесткую административно-командную систему, расшатавшуюся при Хрущеве и Брежневе.

Дело доходило и до крайностей. В народе это время запомнилось рейдами патрулей по кинотеатрам, магазинам и развлекательным заведениям. Останавливали людей и на улицах. Целью этих рейдов было выявление «прогульщиков» - людей, которые в свое рабочее время позволяют себе отдыхать. Так укреплялась очень ослабевшая во времена застоя трудовая дисциплина.

Однако некоторые высказывания Андропова позволяют утверждать, что он не просто хотел реанимировать сталинские порядки. Он задумывался над причинами торможения интенсификации производства, которые привели к застою. 

В своем выступлении на пленуме он сказал об одной причине: «чтобы внедрить новый метод, новую технику, нужно так или иначе реорганизовать производство, а это сказывается на выполнении плана. Тем более за срыв плана производства спрашивают, а за слабое внедрение новой техники – ну самое большее, что пожурят». Заметно, что он ищет выход только в рамках системы, и лишь предлагает перенести акценты в администрировании, т.е. призывает больше наказывать за слабое внедрение новой техники, а не только «журить». 

Но Андропов задумывается и о пороках, присущих самой природе системы. Он не приходит к мысли о ее сломе, но думает о необходимости ее радикального реформирования. Впервые в ЦК появляется Экономический отдел и должность Секретаря ЦК по экономике. Эту должность занял Н.И. Рыжков. Для подготовки экономической реформы были привлечены видные ученые А. Аганбегян, А. Арбатов, Л. Абалкин, О. Богомолов и Т. Заславская.

По воспоминаниям участников разработки реформы, Андропова интересовали проблемы хозяйственного расчета и самостоятельности предприятий, концессий и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ.

Первыми шагами реформы можно считать постановление правительства от 14 июля 1983 г. «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы». 

Согласно этому документу, права руководителей предприятий ощутимо расширялись. ЦК КПСС принимает решение о широком экономическом эксперименте. На новые условия переводились предприятия различных отраслей нескольких республик. На этих заводах вводился частичный хозрасчет и предоставлялась определенная самостоятельность в формировании планов, ограничивалось число контрольных преобразований. 

Однако, все эти начавшиеся преобразования не были полноценно реализованы до конца жизни Андропова. Он умер 9 февраля 1984 года, пробыв на высшем посту всего 15 месяцев.

Продолжение читайте на сайте 12 августа

 

РАПСИ РАПСИ

11:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025