Режиссер и педагог. Каким мы запомним Бориса Юхананова

Режиссер и педагог. Каким мы запомним Бориса Юхананова

Имя Бориса Юхананова театралы знают еще с 1980-х годов, когда он создал первую в стране независимую группу «Театр-Театр», по-другому раскрывающую жанр перформанса. Он подарил новую жизнь одному из самых известных театров Москвы, а каждый спектакль, созданный им, становился настоящим культурным событием.

Из ГИТИСа — в «Театр-Театр»

Борис Юхананов родился в 1957 году в Москве. После школы поступил в Воронежский институт искусств, выбрав специальность «актер театра и кино». Позже решил продолжить театральное образование и был зачислен в ГИТИС — на этот раз на специальность «режиссер драмы».

ГИТИС будущий мастер окончил в 1986-м, и его имя почти сразу узнали все, кто любил искусство и следил за тем, что происходит в этой области. Борис Юхананов стал сооснователем кинематографического движения «Параллельное кино», созданного в противовес авторскому кино и официальному искусству. Участниками стали режиссеры из Москвы и Ленинграда; в своих картинах они делали акцент на различных непубличных темах, не всегда понятных массовому зрителю.

В то же время Борис Юрьевич не переставал уделять внимание главной своей страсти — театру. Весной 1986 года он создал независимую группу «Театр-Театр», участники которой исследовали жанр перформанса, искали новые сценические формы и методы. Так, первым проектом группы стал спектакль «Мизантроп», показанный не на привычной сцене, а в одном из двориков Арбата. Представление строилось на полном взаимодействии актеров, каждый из которых по ходу действия сам становился автором своей роли.

Следующая постановка «Театра-Театра» — это «Мон Репо»», объединивший тексты Иосифа Бродского, Владимира Набокова, Мольера. Борис Юхананов одним из первых в стране сделал зрителей участниками действа — будучи проводником, он водил их по старинному особняку, рассказывал истории, попутно заглядывая в комнаты и комментируя сцены, которые происходили в них.

«МИР» и другие проекты

Вскоре началась и педагогическая деятельность Бориса Юрьевича. Он преподавал в Свободной академии в Москве, ГИТИСе, где когда-то учился сам.

Кроме того, он активно ставил спектакли в самых известных театрах Москвы. Его постановки можно было увидеть в Театре юного зрителя, Российском академическом молодежном театре, Центре имени Всеволода Мейерхольда. Много работал мастер и в Школе драматического искусства: популярной постановкой стал «Наблюдатель» о рок-музыкантах. За основу режиссер взял пьесу драматурга Алексея Шипенко.

В конце 1980-х Борис Юхананов создал масштабный проект, в котором могли принять участие студенты и недавние выпускники — режиссеры и артисты. «Мастерская индивидуальной режиссуры» («МИР») работала на стыке театра, кино и современного искусства — создавая нечто новое, свое собственное, участники одновременно учились у опытных художников, звукорежиссеров, гримеров, сценографов. После успешного первого набора «Мастерская индивидуальной режиссуры» продолжила существовать — появилось еще несколько потоков, а также открылся режиссерско-актерский курс на базе ГИТИСа. Последний набор, в «МИР-7», состоялся в 2023 году.

Под руководством Бориса Юрьевича родились и другие проекты, ставшие настоящими событиями в культурной жизни города. Один из них — проект-спектакль «Фауст» Гете, представленный в 1999-м в Школе драматического искусства. На фестивале «Пушкин & Гете» он шел очень долго — почти шесть часов. Режиссер превратил историю в так называемый миф о божественной пьесе, где автором выступал сам Господь Бог, а актеры, играющие главные роли, менялись местами, будто становясь двойниками друг друга.

Еще один интересный проект — «Лаборатория ангелической режиссуры» («ЛАР»), в рамках которой Борис Юрьевич поставил спектакль «Повесть о прямостоящем человеке»: одной из главных героинь стала девушка, из-за болезни не способная ходить и говорить. В начале 2000-х была создана мастерская по изучению текстов Торы «ЛабораТория», исследующая взаимодействия театрального и священного, а также проект «Назидание», в названии которого Юхананов зашифровал имя Зинедина Зидана: конфликт, возникший у футболиста во время игры, Борис Юрьевич превратил в схватку высших сил. Проект включает в себя спектакль, инсталляцию и фильм.

Кино- и видеоработы — отдельная тема в творческой биографии режиссера. Еще в 1980-х он начал экспериментировать с видеокамерой, снимая видеороман в одну тысячу кассет «Сумасшедший принц» (всего насчитывалось 20 глав). В числе подобных работ — трилогия «Безумный ангел Пиноккио», фильм о «Театре-Театре», документальная видеомистерия «Назидание» и многое другое.

«Электротеатр Станиславский»

В 2013 году Бориса Юхананова назначили на должность художественного руководителя Московского драматического театра имени К.С. Станиславского. Первое, что он сделал на новом посту, — провел полную модернизацию театра. Его закрыли на два года, и за это время здесь сделали ремонт, продумали новый репертуар, создали новую концепцию. Сменилось и название — идею нового имени Борису Юрьевичу подсказало прошлое этого здания: когда-то там располагался электротеатр «Арс», где показы немых фильмов проходили в сопровождении специального оркестра.

Первой премьерой обновленного театра стала «Синяя птица» Мориса Метерлинка в постановке Бориса Юхананова. Роли сыграли народный артист России Владимир Коренев, которого не стало в 2021 году, и его супруга Алефтина Константинова.

Борис Юхананов приглашал к сотрудничеству звезд мировой величины: Теодороса Терзопулоса, Ромео Кастеллуччи и других. Сам он тоже ставил много спектаклей, каждый из которых подолгу обсуждался критиками и поклонниками-театралами. Так, оперный сериал «Сверлийцы» на музыку Дмитрия Курляндского, рассказывающий о параллельной цивилизации Сверлии, в 2016 году получил премию «Золотая маска» (за костюмы художницы Анастасии Нефедовой), а в постановке «Октавия. Трепанация» режиссер объединил в единое целое СССР, Древний Рим и Китайскую империю. Первая версия «Октавии» была создана им еще в 1989 году и с тех пор претерпела значительные изменения. Кстати, о многих из своих работ режиссер писал книги.

«Электротеатр Станиславский» под руководством Бориса Юхананова стал не просто театром — это площадка, где проходят выставки и перформансы, лекции и презентации книг, это место, где не боятся самых смелых творческих экспериментов.

В 2018-м Борис Юрьевич получил звание «Почетный деятель искусств города Москвы». Его не стало 5 августа 2025 года — режиссер ушел из жизни после продолжительной болезни.

Оперативно узнавайте главные новости в официальном телеграм-канале города Москвы. 

 

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

03:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025