Россияне стали чаще летать бизнес-классом

Россияне стали чаще летать бизнес-классом

Перевозчики фиксируют рост спроса на бизнес-класс — чаще его выбирают премиальные туристы, а также корпоративные клиенты (чаще всего — из нефтегазового сектора, банков и консалтинговых компаний), сообщает «Коммерсант». Показательно, что последние 10 лет доля сегмента снижалась. Она и сейчас составляет менее 3%, однако количество запросов растет. Авиакомпании даже меняют компоновку кресел на некоторых направлениях.

У «Аэрофлота» доля бизнес-класса в общем объеме продаж не изменилась по сравнению с показателями 2024 года и осталась на уровне 3%, но общее количество пассажиров увеличилось, в том числе и за счет расширения кресельного фонда: +2% на внутренних и +6% на международных направлениях. При этом загрузка на международных рейсах на 2–3% выше, чем на российских.

В S7 также зафиксировали рост спроса на бизнес-класс и прогнозируют продолжение этой тенденции в 2025 году. Особенно востребован он на международных линиях, где такие места чаще покупают туристы. В октябре 2024 года компания увеличила число бизнес-кресел в ряде самолетов за счет перекомпоновки салона.

В «Уральских авиалиниях» доля продаж бизнес-класса в первом квартале выросла на 0,1% — до 0,37%. «Многие организации не являются корпоративными клиентами, но билеты покупают именно в рабочих целях», — уточнили в компании. При этом стоимость таких билетов выросла на 17%. У «Аэрофлота» средняя цена поднялась на 1% по РФ и на 2,5% на международных рейсах.

OneTwoTrip сообщает, что доля бизнес-класса по России в 2024 году составила 1,3% (против 0,7% в 2023), за границу — 3,7% (было 2,9%). Средняя цена билета в одну сторону: в Москву — 48 тыс. руб., в Петербург — 42 тыс. (рост на 5%), в Сочи — 50 тыс. (без изменений). Перелет в Ереван стоил 68 тыс. (—10%), в Баку — 70 тыс., в Стамбул — 115 тыс. руб.

В сегменте организованного туризма спрос на перелеты бизнес-классом стабилен. Azur Air, например, первой среди российских чартерных перевозчиков ввела в парк лайнер в бизнес-компоновке — Lujo Black Jet на 72 кресла. Зимой он летает на Мальдивы, летом — в Бодрум, с загрузкой до 90%.

По данным Aviasales, бронирования бизнес-класса в 2024 году выросли на 29%. В топ-5 направлений — Китай (18%), Турция и ОАЭ (по 10%), Узбекистан (6%) и Таиланд (4%). Средний чек на перелет туда-обратно увеличился на 2,5%. В числе популярных транзитных направлений — Сингапур (7% бронирований), Гонконг (4,6%), Мальдивы (4%) и США (3,2%).

Согласно данным сервиса организации деловых поездок «Аэроклуб» (2 тыс. корпоративных клиентов), которые приводит «Коммерсант», в первом квартале 2025 года спрос на бизнес-класс вырос на 12% по сравнению с цифрами за аналогичный период 2024 года. Доля корпоративных перевозок достигла 4% против 3% годом ранее. Отмечен и сдвиг в сторону раннего бронирования: 40% билетов приобретены за 2 недели и более до вылета (в 2024 году — 35%, в 2019-м — 29%). Средняя цена билета составила 71 500 руб. в одну сторону — на 4% ниже уровня 2024 года, но на 29% выше допандемийного.

Как отметил Андрей Крамаренко, старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ, доля бизнес-класса на внутреннем рынке стабилизировалась после пандемии, тогда как на международных — сократилась. «В конце 2010-х годов продать 15% бизнес-класса можно было только на премиальных деловых, туристических или шопинг-направлениях: в Париж, Милан, Мюнхен или Ниццу», — отмечает он. Сейчас же интерес сместился во внутренний сегмент, на фоне ограничений во внешнеэкономических связях и переориентации премиального туризма на Россию. На зарубежных направлениях конкуренцию усиливают крупные международные перевозчики с сильным премиальным продуктом: Emirates, Qatar, Etihad, Turkish Airlines и Air Astana.

Однако, по словам экспертов рынка, рынок международных перевозок сейчас активно растет, соответственно, увеличивается и интерес к бизнес-классу. Как пояснил Profi.Travel вице-президент РСТ и председатель правления Ассоциации агентов воздушного транспорта Дмитрий Горин, и в деловом, и в классическом туризме есть тенденция к увеличению спроса на международные путешествия. В этом сегменте работает большое число авиакомпаний, обладающих полноценным бизнес-классом, с креслами, которые раскладываются в кровать. На дальних перелетах и при стыковочных рейсах такой продукт очень востребован — путешественникам приходится преодолевать расстояния за большее время, нежели раньше.

Эксперт напомнил, что в целом произошло восстановление спроса на путешествия. В сфере бизнес-тревел — благодаря новой деловой активности, росту международных контактов. На классический туризм позитивно повлиял окрепший рубль, увеличение объема перевозки и возможности построения различных маршрутов — как стыковочных, так и прямых.

Рост спроса, по его словам, продиктован и адаптацией пассажиров и туристов после долгих ограничений, которые длятся более 3 лет на международных воздушных линиях. Внутри России помогло увеличение деловой активности.

Кроме того, увеличивается и бюджет командировок. Эксперт привел такие цифры: если в 2023 году траты в сфере делового туризма составляли 850 млрд руб., то в 2024 году — свыше 1 трлн руб. «На этот год мы закладываем рост 17%, а авиабилеты являются важной составляющей стоимости командировки», — подчеркнул Дмитрий Горин.

В классическом туризме, по его словам, премиум-сегмент — самый стабильный. На протяжении последних пяти лет на него не влияли ни пандемия, ни ограничения международного сообщения. Он имеет тенденцию к росту и менее подвержен каким-либо рискам.

23 апреля на онлайн-выставке «Знай наше: лето 2025» пройдет День туристических франшиз. В программе — франчайзинговые предложения от лидеров рынка, реальные кейсы, специальные условия для участников. И ответы на самые важные для турагентов вопросы: как стать частью известного бренда с минимальными затратами, какие требования предъявляются к партнерам и сложно ли им соответствовать, почему успешная розница не боится такого сотрудничества и даже выбирает для себя не одну, а сразу несколько франшиз.

Франчайзинг давно стал одним из самых эффективных способов развития турагентского бизнеса в России. Работа под известным брендом — не только узнаваемость и доверие клиентов, но и доступ к отлаженным бизнес-процессам, поддержке, обучению и потоку заявок. Как отмечают эксперты, зачастую именно франшиза позволяет избежать многих ошибок старта, минимизировать риски и быстро выйти на окупаемость.

В условиях высокой конкуренции и постоянно меняющегося рынка франчайзинговые сети сегодня предлагают турагентам не только имя и технологии, но и профессиональное сообщество, маркетинговую поддержку, обучение и эксклюзивные заявки от туристов.

Судя по опросу, проведенному Profi.Travel, 17 процентов турагентов сегодня уже действуют под брендом туроператора или независимой сети, каждое третье агентство имеет несколько франшиз. Еще 9 процентов как раз сейчас рассматривают варианты покупки.

«Сегодня требования к франчайзи стали жестче, и это несомненный плюс. Крупные компании очень внимательно следят за репутацией офисов. Условия для вступления порой довольно суровые, но именно так и повышается доверие к бренду. Если вы готовы работать по высоким стандартам качества, тогда вариант франчайзинга вам подойдет. Мы на рынке уже больше 20 лет, у нас несколько офисов и разные франшизы», — отмечает Ирина Конфетова, генеральный директор ООО «Кон-Тур».

Как выбрать франшизу

Выбор франшизы — не только вопрос вложений, но и анализа условий, поддержки, маркетинга и репутации бренда. Опытные агенты советуют обращать внимание на силу и узнаваемость бренда; условия эксклюзивности и территориальную защиту; наличие обучающих программ и бизнес-менторства; поддержку в продвижении, рекламе и IT-инфраструктуре; возможность работать с разными туроператорами и получать повышенные комиссии. Успешные франчайзи подтверждают: работа под сильным брендом дает им прирост клиентов, их доверие, позволяет сосредоточиться на развитии бизнеса, а не на решении технических и маркетинговых задач.

Светлана Куликова, генеральный директор «Азимут Вояж», г. Москва: «В Москве туристы не пойдут на ООО «Ромашка», именно поэтому мы выбрали работу под брендом одного из крупнейших туроператоров. Начинали как независимая компания, но теперь принадлежим к большой сети и можем сравнить — хуже точно не стало. Нам компенсируют затраты на маркетинг, рекламу. Это другое отношение туроператора — скорость ответа на запросы и решение каких-то проблем, плюс повышенная комиссия. Есть план продаж, но так как на бренд туристы идут, то мы выполняем свои обязательства, как франчайзи».

День туристических франшиз: выгодные предложения и живые кейсы

Как выбрать франшизу и не пожалеть о решении? Что потенциальным франчайзи важно знать о репутации и стандартах, какие форматы сотрудничества предлагают лидеры рынка в этом сезоне и каким требованиям должны соответствовать турагенты? Участие в Дне туристических франшиз на «Знай Наше: лето 2025» — возможность познакомиться с ведущими франчайзинговыми сетями России, задать вопросы их представителям и узнать о специальных условиях для новых партнёров.

10:00 мск — «Слетать.ру» Мария Пантелеева, руководитель группы по открытию бизнеса в туризме «Слетать.ру» расскажет, почему франшиза «Слетать.ру» — выбор для тех, кто хочет стабильности и поддержки. Среди преимуществ: мощный бренд, единый договор с туроператорами, поток клиентов с сайта и мобильного приложения, собственная IT-платформа, обучение в Академии, бизнес-менторство и не только.

10:30 мск — Travelata Виталий Комиссаров, директор по франчайзингу Travelata.ru представит франшизу крупнейшего онлайн-агентства с уникальными условиями: отсутствие вступительного взноса, территориальная защита (один офис на 100 000 жителей), поток эксклюзивных заявок и инновационные инструменты для продаж. Для новых франчайзи — 6 месяцев без взносов и полное сопровождение.

11:00 мск — «Магазин горящих путевок» Генеральный директор Сергей Агафонов расскажет, как франшиза с низкими вложениями и без паушального взноса позволяет сохранить самостоятельность, но пользоваться преимуществами сильного бренда и единой маркетинговой политики. Сеть «Магазин горящих путевок» объединяет более 700 офисов в России и СНГ.

11:30 мск — «Розовый слон» Дарья Щербакова, начальник отдела маркетинга и развития сети «Розовый слон» объяснит, когда бывает франшиза без роялти, вступительного взноса и планов продаж. Какие существуют этапы и условия вступления в сеть и в каких городах еще можно открыть офисы сети.

12:30 мск — Coral Travel Роман Салихов, руководитель отдела развития проектов Coral Travel, расскажет о франшизе одного из самых узнаваемых брендов рынка. Партнерам доступны, в том числе, кредитные линии, программа лояльности CoralBonus, проект «Подарочная карта», регулярные бизнес-встречи и личный куратор.

13:00 мск — «География» Мария Сажина, коммерческий директор Управляющей компании «География», расскажет на каких условиях франчайзи получают доступ к актуальному продукту и поддержке управляющей компании. Что такое «Геоклиент», «Геоподборка» и как выйти на новый уровень продаж, оптимизации расходов и увеличения конверсии.

13:30 мск — FUN&SUN Лилия Галанина, начальник отдела поддержки и развития франчайзинговой сети FUN&SUN объяснит, как получить компенсацию части затрат на продвижение, повышенную комиссию, личного куратора, подключиться к система обучения и тестирования франчайзи, доступ к CRM и многое другое.

В 2025 году рынок франчайзинга станет ещё более прозрачным и технологичным. Ожидается появление официальных стандартов работы, рост мультифранчайзинга (когда один партнёр открывает сразу несколько офисов или брендов), расширение программ поддержки. Для турагентов — это шанс быстро масштабироваться и получить новые инструменты для работы.

Участвовать в Дне туристических франшиз

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

17:07
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025