Рожденный за решеткой и погибший в огне: Астрахань потеряла макет фрегата «Орел»

Рожденный за решеткой и погибший в огне: Астрахань потеряла макет фрегата «Орел»

Минус один арт-объект в Астрахани. Город, к сожалению, потерял в пожаре макет легендарного фрегата «Орел», который принято называть копией первого российского парусника, хотя на самом деле это не так. Вспомним, как рождалось это деревянное чудо, где нашло свою бухту и чем, как говорится, дело закончилось.

Пустующая «гавань»

Астраханцы привыкли, что с наступлением теплого периода в акватории одного из городских водоемов устанавливался макет фрегата «Орел». Семилетку этот арт-объект радовал и местных жителей, и гостей города. Но в этом году парусник в родную гавань не вернулся. Да и вообще, он, как и его исторический собрат, отправился в прошлое. Еще несколько месяцев назад. Правда, о печальной участи местной достопримечательности стало известно лишь недавно, когда горожане стали задаваться вопросом – а где же уменьшенный корабль?

А начиналось все в 2018 году. Астрахань отмечала свое 460-летие. Центральная часть города украшалась с особенной тщательностью. Бали установлены несколько новых арт-объектов. Один из них – деревянный макет легендарного фрегата в масштабе 1:4, длиной в 6 м. и шириной в 4,5 м. Новая достопримечательность выглядела как настоящее судно. И она стала интересной фишкой общественного пространства.

Первенец российского кораблестроения

Многим астраханцам наверняка известно, что исторический фрегат «Орел» был первым русским парусным кораблем, который построили для охраны торговых судов на Каспии. Строительство стартовало в ноябре 1667 г. в селе Дединово Коломенского уезда по указу царя Алексея Михайловича. Корабелам понадобилось для этого 2 года. На воду парусник спустили в 1668 г. Еще год велись отделочные работы.

 

В свое первое плавание первенец российского кораблестроения вышел 7 мая 1669 г. Оно же, как показала практика, стало и последним. В Астрахань фрегат прибыл спустя три с половиной месяца. То есть, 24 августа 1669 г. К сожалению, до наших дней это чудо не сохранилось. Да и в целом жизнь фрегата была короткой. По одной из версии, он был сожжен после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина. По другой – пришел в негодность, простояв несколько лет без использования в реке Кутум.

Внимание к деталям

Макет создавался в рамках муниципального заказа в астраханской исправительной колонии № 2. Заказчиком выступило МБУ «Зеленый город». Над воплощением идеи трудилась команда из десяти осужденных. В основном плотники. Копию выполнили в масштабе 1:4, с точным соблюдением пропорций прототипа.

 

Работа велась в сжатые сроки, чтобы успеть завершить деревянное изделие ко Дню города. Но при этом особое внимание уделялось деталям и оснащению. Обводы корпуса, реи, мачты, палубы, каюты, и даже выкатные пушки. То есть все атрибуты, которые должны быть у парусного военного судна 17-го века. На всю эту красоту мастерам понадобилось около двух месяцев.

Городской красавец

Первоначально для нового объекта было выбрано Лебединое озеро. Мини-судно установили посередине водоема на специальную платформу. Чтобы и от берега было подальше, и от рук вандалов. Но на следующий год макет сменил дислокацию. Местом для его постоянной прописки стал Варвациевский канал напротив Триумфальной арки.

 

Летом 2023 г. мини-судно было капитально отремонтировано. Впервые с момента своего создания. На макете заменили некоторые детали, обновили покраску рей, мачт, палубы. Также «Орел» обрел и новые паруса. Впрочем, текущий ремонт проводился ежегодно, в период холодов, когда изделие переезжало на зимнюю «квартиру». А именно на производственную базу МУП «Зеленый город».

Миф и реальность

В официальных релизах макет частенько называют точной копией легендарного «Орла». На самом деле это не копия. И уж тем более не точная. Чертежей исторического парусника не сохранилось. Да и были ли они вообще – большой вопрос. В те времена судостроители с проектом на бумаге не заморачивались. Имеется лишь описание судна. Мол, трехмачтовое, длиной в 24,5 метров и шириной в 6,4 метра, вооруженный 22-мя пушками. А также гравюра с изображением этого парусника.

 

Для строительства корабля пригласили мастеров из Голландии, своих-то специалистов тогда в России не было. Сначала работами руководил Ламберт Гельт. А затем полковник Корнелиус фан Буковен. И скорее всего при создании «Орла» иностранцы пользовались проектами голландских фрегатов.

Печальная участь

Без чертежей и планов обошлись и создатели астраханского макета. Собственно, именно фотография фрегата, скаченная из интернета, и послужила прототипом для создания их шедевра. Не «Орла», а одного из его возможных «ровесников». Об этом в 2018-м рассказывал один из осужденных, трудившихся над изготовлением арт-объекта. Сюжет был показан в эфире местного телеканала.

Но так ли уж это важно, копия – не копия? Деревянное мини-судно получилось красивым и стало украшением города. Жаль, что так недолго. Как стало известно нашему изданию, макет сгорел во время крупного пожара, произошедшего на производственной базе «Зеленого города» еще зимой 2025 года. Изделие, к сожалению, не подлежит восстановлению. Так что уменьшенный «Орел» повторил, по сути, судьбу своего возможного прототипа.

Ирина Чернухина

 

Astrakhanpost Astrakhanpost

12:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025