Школьники с нарушениями слуха, зрения и речи получат специальные учебники
Количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью на всех уровнях образования с 2015 года увеличилось более чем в два раза, причем 61 процент таких детей учится в общеобразовательных организациях. Эти цифры в начале июля сообщило Минпросвещения. Ведомство продолжает разработку адаптированных учебников для таких ребят. Например, по русскому языку и развитию речи, литературному чтению, изобразительному искусству и другим дисциплинам. Об этом «Парламентской газете» рассказали в Институте коррекционной педагогики и Федеральном центре по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ.
Заложить базуВ апреле на заседании Совета по делам инвалидов при Совфеде о росте числа учащихся с ОВЗ в вузах, техникумах и колледжах говорила вице-спикер палаты регионов Инна Святенко. По ее словам, за последние пять лет их стало больше в полтора раза. Ежегодно таких выпускников свыше десяти тысяч, трудоустраиваются чуть более 55 процентов.
Ранее Минпросвещения сообщало, что в 2024-2025 учебном году в системе общего образования, то есть в обычных, а не коррекционных школах, числились 628,9 тысячи детей с инвалидностью и ОВЗ. Это 61,2 процента от всех ребят с такой проблемой. Их адаптация ко взрослой жизни во многом зависит от успешного освоения школьной программы.
«Завершается разработка предметных линий специальных учебников по русскому языку и развитию речи для учеников с нарушениями слуха — наиболее специфичному для них направлению среди дисциплин на этапе основного общего образования, — рассказала «Парламентской газете» член-корреспондент РАО, директор Института коррекционной педагогики доктор педагогических наук Татьяна Соловьева. — Для ребят с тяжелыми нарушениями речи близится к финалу создание учебников по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение», в ближайшей перспективе — по русскому языку. А для школьников с нарушениями зрения готовят учебники по информатике с рельефно-точечным шрифтом Брайля, с использованием тифлографики — по изобразительному искусству, по английскому языку — для начального и основного этапов обучения».
Новые специальные учебники необходимы школьникам, поскольку вводятся федеральные адаптированные основные образовательные программы, подчеркнула Соловьева. Возможно, позже аналогичные напишут для колледжей и вузов — оригинальные или на основе существующих для широкого круга пользователей.
Все индивидуальноСпециальные учебники создают с учетом особенностей восприятия информации, ее усвоения и воспроизведения детьми с теми или иными нарушениями. Тщательный отбор речевого и наглядного материала помогает их скорректировать, чтобы ребенок осмысленно усваивал материал, воспринимал мир без искажения, применял знания на практике.
«Разработка новых специальных учебников в основном подразумевает их оригинальность, а не адаптацию действующих массовых, — уточнила Татьяна Соловьева. — Реализация же адаптированных образовательных программ предполагает особые методики преподавания и организации урока».
Это возможность получить доступное и качественное общее образование и добиться единых результатов — личностных, метапредметных, предметных в соответствии с обновляемыми федеральными адаптированными основными образовательными программами, добавила она.
Такие дети требуют индивидуального подхода, считает и зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. А для некоторых ребят с выраженными нарушениями более эффективным может быть обучение в специализированных классах или учреждениях с необходимым оборудованием и квалифицированными педагогами.
© freepik.com
«Это не противоречит принципам инклюзии, а дополняет их, позволяя выбирать оптимальную образовательную среду для каждого ребенка совместно с родителями и специалистами, — уверена сенатор. — Такие меры крайне важны, так как направлены на создание по-настоящему доступной образовательной системы. Специальные учебники и вариативные формы обучения позволяют детям с ОВЗ не только осваивать программу, но и комфортно социализироваться либо в инклюзивных классах, либо в специализированной среде».
Комплексный подход соответствует принципам государственной политики в сфере образования и способствует формированию общества равных возможностей, подчеркнула Скаковская.
Право по законуОсновной документ, регулирующий образование детей с ОВЗ, — Закон «Об образовании». Он закрепляет право каждого ребенка независимо от физических или психологических особенностей на получение качественного доступного образования как в обычных классах, так и в специализированных, а также в профильных организациях. Для детей с ОВЗ разрабатывают не только адаптированные программы, но и индивидуальные, предоставляют специальное оборудование, услуги тьютора и ассистента, организуют коррекционно-развивающие занятия.
«Родитель имеет право выбрать образовательную организацию, в том числе ближайшую к дому школу, обратиться за советами по созданию условий для школьника, если тот испытывает трудности в освоении образовательной программы», — напомнила «Парламентской газете» ведущий научный сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ кандидат психологических наук Елена Самсонова.
Рекомендации разрабатывает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) после обследования ребенка. На их основе учебное заведение обязано обеспечить физическую доступность своих зданий и помещений, информационное и психолого-педагогическое сопровождение, предложить адаптированную программу. Согласно статье 35 закона, учебники предоставляют в пользование бесплатно.
Для успешной социализации детей с ОВЗ, по мнению Самсоновой, важны толерантное отношение к ним и их семьям, совершенствование материально-технической базы школ, учебных материалов, инклюзивных технологий, подготовка и переподготовка педагогов, доступность услуг ПМПК в регионах, взаимодействие медиков, социальных педагогов и психологов, сотрудничество с общественными организациями, благотворительными фондами и родительскими сообществами.