Шоковая терапия для туротрасли: как выйти из кризиса
В прошлый раз мы начали разговор о системном кризисе в туризме. Сегодня переходим от критики к конкретным предложениям. Profi.Travel публикует авторскую колонку генерального директора компании «Атом-С» Аркадия Рутмана, который предлагает свой вариант решения проблем внутреннего туризма.
Починить внутренний туризмЧтобы понять, как видит развитие рынка регулятор, давайте проанализируем принимаемые решения:
В перечень креативных индустрий для оказания поддержки не включаются юридические лица, а только самозанятые гиды. В проекте нового ФЗ вводится понятие «организатор туризма», которым легализуется весь серый сегмент рынка. Субсидии на 27 млрд рублей пойдут в основном на инфраструктуру.Получается, регулятор не отводит компаниям на местах значимой роли в генерации новых идей, маршрутов и туристических смыслов. Поддержку могут получить предложения в рамках нацмаршрутов, но такие не всегда востребованы у туристов. Здесь регулятор, скорее, поддерживает собственную инициативу, чем развитие рынка. Такое отношение ожидаемо, ведь в России сегмент туров и экскурсий выглядит микроскопическим, сами компании избалованы госзаказами, в любые новые проекты вовлекаются неохотно, инициативы не проявляют.
Вероятно, поэтому регулятор сознательно планирует подвергнуть эту часть отрасли шоковой терапии. Кратно увеличить количество игроков на рынке, запустив на него с левого фланга «организаторов туризма». Параллельно нарастить давление снизу, поддерживая самозанятых гидов. За таким подходом проглядывается логика. Устроить большую встряску, а если в этом сегменте есть туристы, смыслы и деньги, то жизнь сама себе пробьёт дорогу.
Можно и не угадывать большего смысла за этими решениями, а принимать их, как случайные совпадения. От этого результат не меняется, налицо стремление хоть как-то поменять закостенелый рынок туров и экскурсий.
Главный вывод на этом этапе: грядут перемены
Ликвидировать нельзя реформировать?Сегмент туров, экскурсий и активностей — это третий по величине рынок в туризме после перевозки и проживания. Небольшие размеры этой части отрасли в России говорят о больших перспективах для роста. А причины нынешнего состояния к самим компаниям отношения не имеют. Поэтому я хочу обратиться к регулятору с предложением устроить всё то же самое: местами даже более смело, а местами — бережно, чтобы не разрушить то хорошее, что уже есть.
Обсуждаемые и уже принятые решения складываются в очень сложную систему, которая, как мне кажется, сильно расходится с ситуацией «на земле». Так, рассмотрим пример местного туроператора из региона, который занимается следующими направлениями:
Формирует собственные железнодорожные туры (турпродукты); Принимает в регионе на экскурсионных турах (комплексные туруслуги); Проводит групповые и индивидуальные экскурсии (экскурсионная деятельность); Продаёт туры и экскурсии своих партнёров по другим регионам России (туристическое агентство); Занимается ещё школьными и корпоративными турами.Такой профиль будет типичным для российского туроператора. Получается, что текущая настройка системы не предполагает наличия таких компаний, потому что для разных направлений работы предлагаются совершенно разные способы регулирования и организации.
Так, часть продуктов нужно передавать в ГИС ЭП, часть туда не пойдёт. Турпродукты будут со льготой по НДС, а если что не так с перевозкой, то — без льготы. Разобраться в нюансах различий сложно самим компаниям, а ФНС и подавно не сможет. Бизнес ждут постоянные проверки (с НДС всё строго). Сама компания одновременно попадает под все варианты регулирования, что осложняет управление и отчёты. У бизнеса просто нет ни сил, ни времени, чтобы включаться в ещё какие-то реформы.
Помогает ли таким образом настроенная система или, скорее, мешает? Я уверен, что мешает.
Что вообще даёт статус туроператора, для получения которого надо заполнить всего две анкеты и заплатить 15 тысяч рублей страховой? Добавляет ли это безопасности? Что гарантируют 500 тысяч рублей, если тур на человека стоит 150 тысяч, а в сборной группе — 12 человек? И это только один заезд, за сезон их может быть 50. А на экскурсиях никаких гарантий не нужно? Ведь там ответственность за людей ничуть не меньше, чем в организации туров. Продавцам экскурсий не помешал бы какой-то статус, наподобие туроператорского, чтобы по нему можно было понять: компания — «белая».
Всё это очень сложная действительность, которая делает рынок мутным и непонятным. Это пережитки старой системы, уже утратившей работоспособность, ритуал, который повторяют бездумно и без смысла. Может пора пойти другим путём, в корне пересмотреть все понятия и объединить весь рынок на единой регуляторной платформе?
Я предлагаю ввести понятие «туристической компании». Такая компания может организовывать многодневные туры, экскурсии, другие туристические услуги, а также продавать продукты других игроков рынка. Разница с «организатором туризма» в том, что в отраслевом законе не создаётся множество сущностей с уникальными правилами для каждой, а вводится одна система с едиными правилами.
На мой взгляд, реформа туризма должна включать настройку классификации видов экономической деятельности (ОКВЭДы). Именно здесь экскурсионное направление (главное во внутреннем туризме) вынесено на задворки. И это тоже надо исправить! Россия идеально подходит для познавательного, активного, природного туризма. Пляжный вариант тоже присутствует, но не во всех регионах. А вот история, объекты культурного наследия, этническое разнообразие есть в каждом субъекте России. В этом и состоит идеологическая нагрузка туризма: быть проводником идей и смыслов между местом и человеком, между местным и приезжим.
Примеры ОКВЭДов, которые я предлагаю ввести:
● 79 Туристические компании. ● 79.1 Деятельность по предоставлению экскурсионных услуг. ● 79.2 Деятельность по формированию пакетных туров (перевозка, проживание и т.п). ● 79.3 Деятельность по продаже и бронированию туристических услуг, билетов.Эта логика должна повторяться в законе. Для туристического бизнеса появится единая платформа регулирования, в которой будет учитываться специализация каждой компании.
Следует продолжить вести реестры, но объединить их в единый Реестр туристических компаний, в который войдут туроператоры, турагенты, экскурсионщики. Тогда у нас получится единый реестр туриндустрии. Включать в него компании предлагаю по схожим с текущими процедурам:
Анкеты, в том числе на бенефициаров компаний. Раскрытие налоговой тайны ФНС (меньше внезапных банкротств). Прохождение онлайн-теста об основах регулирования туризма в России (чтобы каждый знал требования к работе в туризме, какие есть понятия и меры ответственности за людей).А вот в страховании я предлагаю перейти к индивидуальным страховкам по каждому заказу. Сейчас это реализовано у РЖД, «Аэрофлота» и других. Турист просто добавляет страховку в заказ. А предлагать такую Специальную туристическую страховку смогут только компании из Реестра туристических компаний. Причём применять эту страховку следует и к турам, и к экскурсиям (ведь там тоже собирают деньги заранее, группа может не выехать из-за погоды и тому подобное).
ГИС ЭП необходимо расширить до работы со всеми типами туруслуг. Чтобы туристические компании передавали в систему все проданные заказы. Если одновременно обезличить передаваемые данные, существенно снизить требования по безопасности системы, это позволит снизить или полностью снять огромные издержки на работу с ГИС ЭП. Сделать передачу максимально простой можно, например, через кассовые аппараты для экскурсий, путём интеграций с CRM и системами учёта. Кратное расширение списка передаваемых услуг увеличит и рынок по интеграции с ГИС ЭП: находчивые энтузиасты смогут предложить недорогие сервисы для автоматизированной передачи данных. Посмотрим на пример с молочными продуктами, где фиксируется снижение контрафакта, а система мониторинга введена не только для творожков, а для всей категории «молочки».
Так мы сможем использовать ГИС ЭП как основу для Единой государственной системы статистики в туризме. В настоящее время в неё попадает лишь малая часть предложений, с точки зрения сбора статистики на внутреннем рынке в таком виде ГИС бесполезна.
Другими словами, туристические компании добровольно становятся прозрачными для государства. А это важно, в том числе и потому, что они отвечают за жизни людей, являются проводниками смыслов, в том числе политических, помогают налаживать связи с другими цивилизациями, участвуют в воспитании молодых поколений. Это всё накладывает большую ответственность и требует контроля.
Что компании могут за это получить? Мне нравится пример МинЦифры и ИТ-компаний. Льготные программы кредитования, налоговые льготы, преференции для сотрудников компаний туристических компаний.
Все меры поддержки для турбизнеса нужно привязать к данным по туристическим потокам и средним чекам на человека. В том числе и распределение госзаказов. Не передаёшь данные, работаешь по «схематозам» — не получаешь никаких коврижек.
Я убеждён, что именно на туристические компании нужно делать ставку в проводимой реформе. Очередной глэмпинг не мотивирует на поездку, даже самая вкусная еда приедается, а хорошая инфраструктура без конечной цели путешествия ничего не решает. Нам всем очень нужны новые идеи, смыслы, мотивы выходить из дома и ехать, ехать, ехать по стране. Без этих идей никакого роста туризма не будет. Считаю, что именно туристические компании на местах такие идеи создают и продвигают.
Заниматься туризмом в России — это ответственно, почётно и выгодно. Это должно стать модным, чтобы в отрасль пошла молодёжь.
Давайте развивать туризм вместе!
Российские регионы получат рекордные 27 миллиардов рублей на развитие туризма на 2025-2027 гг. Единовременная субсидия на год, которая распределяется на все регионы, подавшие заявку и прошедшие отбор, увеличена почти в 1,5 раза — до 9 млрд рублей. В этом году, как отчитались заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко и министр экономического развития Максим Решетников, его прошли 84 субъекта. То есть в среднем каждый из них может получить по 107 млн рублей. На что они будут потрачены?
Как сообщается в пресс-релизе Минэкономразвития, регионы смогут распределять средства по своему усмотрению, в том числе, на строительство инфраструктуры на автомобильных туристических маршрутах, создание кемпстоянок и приобретение кемпинговых палаток, обустройство пляжей и национальных туристических маршрутов, реализация проектов по обустройству туристских центров городов. В числе возможных направлений также — приобретение туристского оборудования и снаряжения, создание некапитальных причальных сооружений и проведение фестивалей.
Как рассказал Максим Решетников, в этом году по итогам отбора лидерами по объемам поддержки стали Краснодарский край, Московская, Свердловская и Нижегородская области и Ставропольский край.
Эксперты туристической отрасли полагают, что идея с субсидиями — важная и нужная. Вопрос только в том, на что в итоге пойдут эти деньги. «Все упирается в компетенции тех людей, которые будут принимать решения, — говорит эксперт Национального Союза профессионалов Индустрии кемпингов и автотуризма (НСПКА), член Международной Федерации кемпингов и караванинга Андрей Артюхов. — Например, приоритетные баллы получают те, кто будет заниматься обустройством национальных туристических маршрутов. Ну вот я недавно поинтересовался, например, маршрутами, которые предлагает Псковская область. Пошел по опубликованной ссылке, а там — маршрут, взятый у туроператора, который организует автобусные туры. Причем всего представлено три варианта, но они повторяют одни и те же направления. Или, допустим, Иркутская область, у которой тоже несколько маршрутов, но все они проходят по одним и тем же точкам, одним достопримечательностям».
По его мнению, гораздо эффективнее было бы не плодить дублирующие маршруты, а сделать некий «конструктор». Определить точки туристического интереса с высоким потоком, чтобы понять, где не хватает коллективных средств размещения и другой инфраструктуры. Это позволит снизить количество «дикарей» и увеличить количество ночевок. Однако для решения этой задачи нужен глубокий анализ существующего туристического потока и компетенции, которые позволят делать корректные выводы.
«Другой пример: к нам поступил запрос от инвестора, который сейчас создает МФЗ (многофункциональная зона дорожного сервиса, где сосредоточены комплексные услуги для водителей и пассажиров — прим. ред.) в Пермском крае. Они хотели получить консультацию, как и где на территории МФЗ построить кемпинг, в том числе и модульные домики. Выяснилось, что им это рекомендовали власти региона. Все замечательно, проблема только в том, что там это решение не будет востребовано. А на его обслуживание придется потратить столько денег, что инвестор уйдет в минус. И вот такие ситуации у нас сплошь и рядом — когда ни регион, ни инвесторы, которые в него приходят, не обладают необходимыми компетенциями. Очень не хочется, чтобы при таком подходе к субсидиям большинство средств были пущены на какие-то фестивали, которые в долгосрочной перспективе никак развитию турпотока не помогут», — отметил Андрей Артюхов.
«Мы видим это и по другим мерам поддержки: инвесторы строят модульные домики, кемпинги, глэмпинги на субсидию в 1,5 млн рублей, но после не могут выйти в плюс, — подтверждает вице-президент РСТ и РГА, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group Алексей Мусакин. — Почему так происходит? У местных чиновников, действительно, нет таких компетенций, чтобы правильно оценить идею. А у инвесторов часто желание быстро заработать берет верх над осмотрительностью. Они пытаются «уложиться» в эту субсидию, которая составляет до 50% всей стоимости объекта. То есть покупают материалы подешевле, стараются сэкономить на обслуживающей инфраструктуре, пытаются нанять грамотный персонал, которого сейчас днем с огнем не найти. В результате нанимают старшей горничной человека с опытом, который касается гостиниц, а работать приходится с домиками в какой-нибудь Кемеровской области, где холодно и снег. Конечно, заканчивается все достаточно печально».
По мнению эксперта, чтобы субсидии на развитие туризма в российских регионах работали эффективно, необходимы не только финансовые меры поддержки, но и повышение квалификации — как инвесторов, так и региональных властей. Он рассказал, что Российский союз туриндустрии совместно с Российской гостиничной ассоциацией и Cronwell Hospitality Group предложили Минэкономразвития начать такую образовательную программу для специализированных средств размещения. Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении у регулятора.
При этом не выделять субсидии до тех пор, пока регионы и инвесторы не приобретут необходимые знания, тоже не выход, считает Алексей Мусакин. С его точки зрения, можно пытаться делать это одновременно. «Здесь у меня подход, наверное, как у менеджеров в Голливуде, у которых из 100 выпущенных фильмов в год 80 проваливается в прокате, а оставшиеся 20 — вытаскивают всю отрасль. Иначе у нас совсем не будет новых инвестпроектов, и развитие остановится», — заключил он.