Сотрудник разместил на сайте турагентства фото и лишился части зарплаты
Сотруднице турагентства угрожают вычетами из зарплаты: из-за снимков, которые она разместила на сайте фирмы и в соцсетях, подали в суд за нарушение авторских прав. Один суд агентство проиграло, впереди — еще несколько. Деньги директор уже заранее требует с сотрудницы. Юрист разъяснил Profi.Travel, законно ли это и кто отвечает за публикацию контента.
«Первый иск от ИП Шугалей Павел Петрович за фото, которое я опубликовала в сети «ВКонтакте», и, как оказывается, нарушила авторское право, пришел еще летом, — рассказала Profi.Travel сотрудница турагентства. — Суд полностью удовлетворил иск. Из моей зарплаты вычли 60 тыс. руб.» Сейчас, по ее словам, пришло еще несколько досудебных претензий. Сумма требований — по 50 тыс. руб. в каждой. «С меня снова планируют вычесть средства. Я сказала, что это незаконно, и я увольняюсь», — рассказала сотрудница.
Она пояснила, что долгое время работала с турфирмой неофициально, потом ее оформили, однако трудовой договор она не подписывала, с должностной инструкцией не знакомилась. «У меня не было доступа к фотобанкам, мне не сообщали о том, где можно и где нельзя брать фото. Не было прописано, что я обязана проверять их при размещении в соцсетях. И вообще я не должна была вести соцсети агентства», — рассказала менеджер.
Как объяснила Profi.Travel юрист компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Анна Чекмарева, все зависит от того, что прописано в должностных и финансовых обязанностях сотрудницы.
«Вопрос — в ответственности и обязанности сотрудников. В частности «персональная финансовая ответственность сотрудника» устанавливается только указанием о материальной ответственности в соответствии со строгим перечнем обязанностей, согласованных в должностной инструкции, — пояснила она. — При этом должность или работа сотрудника должна входить в Перечни, утвержденные Правительством РФ».
Само по себе отсутствие трудового договора, отметила юрист, не исключает признания наличия трудовых отношений. Но даже если они и есть, и договор подписан, это не порождает для сотрудницы в должности «Менеджер по туризму» обязанности нести материальную ответственность за размещение публикаций.
«По закону за нарушение авторских прав отвечает компания — владелец сайта, даже если фото загрузил сотрудник. Именно турагентство может получить иск и выплатить компенсацию (по ст. 1301 ГК РФ — до 5 млн рублей).
Что касается сотрудника:
По общему правилу он несет ограниченную материальную ответственность максимум в пределах своей среднемесячной зарплаты. Полная ответственность возможна только в исключительных случаях (умышленный вред, преступление, работа в состоянии опьянения и т. п. — ст. 243 ТК РФ). Отсутствие подписанного трудового договора не освобождает от ответственности, если сотрудник фактически выполнял работу, действуют все нормы ТК РФ (ст. 16)», — пояснила юрист.По ее словам, работодатель вправе потребовать от сотрудника возмещения ущерба, если считает, что именно его действия привели к судебным расходам. Но это должно происходить не «автоматически» — взыскать можно только через суд и с учетом ограничений Трудового кодекса.
Работодатель должен доказать, что у сотрудника были обязанности по публикации материалов (например, в должностной инструкции), и именно его действия стали причиной нарушения авторского права.
Комментируя удержание средств из заработной платы и иных действий работодателя, эксперт посоветовала обратиться в трудовую инспекцию или к юристам для подробной консультации. В целом же она посоветовала турагентам внимательно следить за публикациями на своих ресурсах. «Защититься от исков можно только одним способом: размещать легально полученные изображения-либо купленные в фотобанке, либо сделанные самостоятельно или фотографом по договору», — напомнила она.
12 сентября в Деловом и культурном комплексе Посольства Республики Беларусь в Москве пройдет презентация туристического потенциала страны. Встреча обещает стать ключевой площадкой для российских турагентов и туроператоров, которые хотят расширить ассортимент направлений, наладить прямые контакты с отелями, санаториями и туркомпаниями, а также первыми узнать о новинках белорусского туррынка.
Организаторами выступают Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Национальное агентство по туризму и Посольство Беларуси в России. Участников ждёт насыщенная программа, в которой будет и большая презентация турпродуктов, и воркшоп с возможностью прямого общения с ведущими поставщиками.
Сегодня Беларусь активно укрепляет свои позиции на международном туристическом рынке. Страна предлагает культурно-познавательные туры, экологический и гастрономический туризм, отдых на природе, семейные поездки и программы оздоровления. Интерес к направлению постоянно растёт: только за январь—август 2025 года Беларусь посетило более 1,7 млн туристов, а к концу года ожидается новый рекорд по въездному потоку.
12 сентября российскому турбизнесу о себе расскажут все регионы Беларуси — в программе Минск и Минская область, Брестская, Гродненская, Гомельская, Могилевская и Витебская области. Будут новые маршруты, историческое и культурное наследие, природные зоны и заповедники, традиции, инфраструктура для всех сезонов. Каждый участник получит актуальную информацию о том, что предлагать своим клиентам и партнёрам — от экскурсионных и событийных туров до оздоровительных программ.
Воркшоп для профессионалов отрасли в Москве пройдет в формате прямых переговоров с ключевыми игроками туррынка Беларуси: отелями, санаториями, этнокомплексами, туроператорскими компаниями. Это позволит сразу обсудить условия сотрудничества, договориться о персональных предложениях и укрепить деловые связи.
В числе экспонентов — знаковые объекты белорусской туриндустрии: отели «Пекин», The Basilian Curio Collection by Hilton, «Президент-Отель», сеть «Виктория»; санатории «Сосны» и «Пралеска»; Березинский биосферный заповедник; этнографический комплекс «Дукорский маёнтак»; Национальный выставочный центр «БелЭкспо». Выступят ведущие туроператорские компании — «Бел-Ориентир», Pegas Touristik, ИЛВА и другие. Каждый подготовил специальные предложения для российского рынка, чтобы турагенты и туроператоры сразу могли начать работать с новым турпродуктом.
Участие в презентации — отличная возможность получить эксклюзивную информацию о новинках белорусского туризма, расширить линейку предложений для самых разных категорий туристов — от городских маршрутов и исторических туров до санаторно-курортных программ. И, конечно, встретиться с потенциальными партнерами, обсудить будущие проекты, первыми узнать о том, что Беларусь запланировала на 2026 год.
Презентация состоится в Москве по адресу: Армянский переулок, 6, вход через ресепшн гостиницы «Полесье», это Деловой и культурный комплекс Посольства Республики Беларусь в РФ. Регистрация обязательна: Форма для заполнения здесь >>.
Контакты: Юлия Кирпичёнок Начальник отдела продвижения туристического продукта +375 29 325 21 35 info@belarustourism.by