Стармер в гостях у Трампа – на британской земле
28 июля президент США Д. Трамп во время частного визита в Соединенное Королевство в своем гольф-клубе в Тёрнберри, Шотландия принял премьер-министра Британии К. Стармера. Визит был частным, но не Трамп посетил главу правительства Соединенного Королевства в Лондоне, а наоборот, предоставив президенту США возможность доминировать психологически. Точно также и Дж. Байден в 2023 г. во время визита в Северную Ирландию на годовщину Белфастского соглашения 1998 г. проявил неуважение к премьер-министру Р. Сунаку, переговорив с ним накоротке в университетском кафе.
Итоги переговоров в пресс-релизе с Даунинг-стрит, 10[1] (чуть было не оговорилась - «принимающей стороны») свелись к констатации призыву оказать гуманитарную помощь жителям сектора Газа и освободить заложников. Второй пункт пресс-релиза: требование немедленно прекратить огонь на Украине со взаимными похвалами за усилия в экономическом давлении на В. Путина, чтобы «усадить его за стол переговоров безотлагательно» ради долгосрочного мира. Третий пункт: убежденность в «большой выгоде для трудящихся Соединенного Королевства и США» экономического двустороннего соглашения (Economic Prosperity Deal). Стороны обсудили также предстоящий в сентябре государственный визит Трампа в Британию. Отметим, что Д. Трамп удостоился беспрецедентной чести – второго государственного визита – ранее ни один иностранный государственный деятель второго государственного визита не удостаивался. Тем более на первом году правления. Государственный визит Д. Трамп совершил в Британию в июне 2019 г. в свой первый президентский срок[2].
Напомним, Стармер передал Трампу приглашение Карла III во время своего визита в Овальный кабинет 27 февраля, а 28 февраля хозяин кабинета на весь мир отчитал главу киевского режима В. Зеленского. В военных и политических кругах Туманного Альбиона негодовали и предлагали отозвать приглашение президенту США за «неподобающий» прием Зеленского, но «источник, близкий к президенту», предупредил британцев – не следует принимать «неразумные решения, если только Великобритания не хочет свести на нет всю добрую волю, проявленную во время поездки премьер-министра»[3]. Уже на следующий день нелегитимного президента Украины в утешение принял глава правительства и монарх королевства, а 2 марта британский премьер созвал Лондонский саммит по Украине, т.е. «коалицию желающих» поучаствовать в «миротворческих силах» на территории Незалежной при условии мирного соглашения с Россией. (Запад не желает осознать, что именно приближение НАТО к границам России и послужило одной из причин СВО, а потому размещение каких-либо ВС западных стран неприемлемо для России).
В британский пресс-релиз по понятным причинам не вошла критика Трампа в адрес Стармера за политику миграции, преступности, налогообложения и энергетики. Белый дом ни слова не разместил на своем сайте о встрече. Однако Стармер и Трамп провели пресс-конференцию, которая многое высветила в двусторонних отношениях за фасадом официальных сообщений или их отсутствия[4].
О чем же договорились Трамп и Стармер, какова подоплека?
УкраинаСтармер, наряду с другими западными союзниками, постоянно пытается склонить Трампа изменить свою позицию по Украине. Если ранее президент США обвинял В. Зеленского в конфликте, то в Шотландии он заявил, что «крайне недоволен» своим российским коллегой и намерен сократить 50-дневный срок, который он дал России для подвижек к миру. Министр обороны Дж. Хили на встрече Контактной группы по обороне Украины (КГОУ, или формат Рамштайн), из которой ушли США с избранием Трампа, поддержал предложение президента США, призвав к «50-дневной кампании» по вооружению Украины. 29 июля Трамп сократил срок до 10-12 дней, угрожая разрушительными экономическими санкциями против России и стран, которые покупают ее энергоносители. Обвинив российского президента в жертвах среди гражданского населения на Украине, президент США ни словом не обмолвился о действиях киевского режима.
Кроме того, после встречи Трампа со Стармером, США доставили в Британию ядерное оружие на самолёте с включёнными транспондерами, отправив сигнал России, демонстрируя, что не сокращают своё ядерное присутствие в Европе.
В политической элите Британии установился антироссийский консенсус, и Лондон стремится привлечь к противостоянию с Россией весь контингент НАТО, а также создавая малые ad hoc альянсы – «коалицию желающих» из 31 страны -- и подключая Объединенный экспедиционный корпус (Joint Expeditionary Force, под своей эгидой в 2014 г. из стран Северной Европы). Президент Трамп по-прежнему отказывает в гарантиях «коалиции желающих», неспособной проводить самостоятельные операции без разведки, логистики и прикрытия с воздуха Пентагона. Военную помощь киевскому режиму он переложил на плечи европейцев, которые будут за свой счет закупать американское оружие для передачи ВС Украины.
Ближний ВостокПрезидент США признал, что в секторе Газа начался голод и «Израилю следует что-то делать иначе». Он раскритиковал военную тактику Израиля в секторе Газа, назвав ситуацию «настоящим хаосом», но отметил, что камнем преткновения является отказ ХАМАС освободить последних 20 израильских заложников. Трамп позволил К. Стармеру иметь собственное мнение и признать Палестинское государство (как готов объявить Э. Макрон на сессии ГА ООН в сентябре). Причем позиция Трампа противоречила негативной оценке действий Макрона, которую дал М. Рубио.
Для Стармера возобновление переговоров о прекращении огня и попытка склонить Трампа занять более жесткую позицию в отношении Израиля были приоритетом на этой встрече. Стармер находится под давлением со стороны высокопоставленных членов своего кабинета и более трети депутатов (более 250 депутатов от девяти политических партий подписали письмо с призывом признать палестинское государство), и глава кабинета правительства назвал его «неотъемлемым правом». Однако он не стал делать это немедленно и ясно дал понять, что ХАМАС не может играть никакой роли в будущем правительств. Как отметил Д. Мэддокс, известный политический обозреватель газеты The Independent, «сэру Киру не нужно одобрение США, но координация внешней политики с США уже давно стала ключевой стратегией»[5]. Всего лишь координация?
Позиция Лондона объясняется просто. Тяжелое положение палестинцев — ныне ключевой вопрос для Британии. Это результат массовой иммиграции мусульман в течение последних двух десятилетий. Их численность и продвижение второго и третьего поколения в политику теперь начинает сильно влиять на приоритеты Британии на международной арене. Президент Трамп обвинил британское правительство в безудержной нелегальной иммиграции, а Стармер пытался оправдаться, что его правительство депортирует нелегальных мигрантов обратно на родину – правда, в малых количествах.
Первоначальная однозначная произраильская позиция руководства Лейбористской партии при Стармере вызвала недовольство в партии, которая опирается, в том числе на мусульман. Однако некоторые парламентарии-лейбористы, в том числе из влиятельной организации «Друзья Израиля из Лейбористской партии» (LFI), считают, что признание было бы преждевременным и мало чем помогло бы мирному процессу.
Отметим, что в стране проходили и массовые пропалестинские демонстрации, и произраильские. Стармер, став лидером партии, развязал кампанию против «антисемитизма», нацеленную, прежде всего, против своего предшественника, левого Дж. Корбина[6]. Некоторые мусульмане вышли из лейбористской партии и на парламентских выборах 2024 г. независимых кандидатов было вдвое больше, чем в 2019 г. -- около 500 человек. Большинство из них составляли бывшие лейбористы-мусульмане, а результат был неплохим при мажоритарной избирательной системе: 6 человек стали депутатами Соответственно, опасаясь утратить поддержку мусульман, К. Стармер смягчил позицию, сначала признав, что не может быть коллективной ответственности жителей сектора Газа за действия ХАМАС, а затем выступив за гуманитарную помощь им и решение о двух государствах.
Правительственные советники указывают на возобновление Великобританией финансирования агентства ООН UNRWA, введение санкций против крайне правых израильских министров и тех, кто совершил насилие в отношении поселенцев, прекращение торговых переговоров с Израилем, поддержку легитимности Международного уголовного суда и ограничение лицензий на поставки оружия Израилю (хотя и не полное их прекращение). Стармер заявляет, что план сбрасывания гуманитарной помощи в Газу с воздуха и эвакуации больных детей будет реализован.
Мировое общественное осуждение голода в секторе Газа оказывает давление на Трампа. Проблема голода среди 2,1 млн населения сектора Газа резко обострилась после того, как в марте Израиль более чем на два месяца прекратил поставки гуманитарной помощи и продовольствия в сектор. В последнее время было разрешено ввозить небольшие объёмы гуманитарной помощи, но этих объёмов крайне недостаточно. Согласно заявлению ВОЗ, изданному накануне встречи двух лидеров, только в июле в секторе Газа было зарегистрировано 63 случая смерти от недоедания, в том числе 24 случая смерти детей в возрасте до 5 лет. Причина смертей не только в недоедании - с 27 мая более 1060 человек были убиты и 7 200 ранены при попытке получить доступ к продовольствию[7]. Фотографии детей-скелетов вызвали возмущение во многих странах мира в адрес Израиля и его премьер-министра Б. Нетаньяху.
Трамп не проявлял особого сочувствия, возлагая вину на ХАМАС и жалуясь, что США не получили должной благодарности за уже оказанную помощь сектору Газа на 60 млн. долл. На пресс-конференции Трамп все же признал: «Это настоящий голод. Я вижу это, и это невозможно подделать». Все же вряд ли изменится что-то существенно в американской политике в отношении Израиля.
Экономическое соглашениеДостигнув принципиальной договоренности в феврале в Вашингтоне, в июне в Канаде на саммите G7 США и Британия заключили торговое соглашение. На аэрокосмическую отрасль американские тарифы распространяться не будут, а на автомобильную – 10 вместо 25%. Когда в Шотландии встал вопрос о снижении тарифов на британский алюминий и сталь, ввозимые в США, Трамп просто сказал, что снижение тарифов должно произойти «довольно скоро». Это один из тех эвфемизмов, которые применяют политики, когда они либо не знают, либо не хотят говорить.
Пока же на сталь и алюминий - те же 25% (хотя другие страны будут платить 50%) при сохраняющейся озабоченности Вашингтона собственностью китайской Jingye Group на последние два завода British Steel в стране. В апреле правительству в срочном и беспрецедентном порядке (собрав парламент в субботу) пришлось взять один из заводов под государственное управление, поскольку владельцы решили закрыть предприятие - им стало в убыток переводить доменные печи на электричество, как того требовали правительственные «зеленые» предписания по декарбонизации. Если два ее завода будут закрыты, Британия станет единственной страной в G7 без собственных мощностей по выплавке стали.
Многие вопросы, касающиеся тарифов и доступа к рынкам, обеим сторонам ещё предстоит решить, и Трамп, похоже, не настроен уступать. Что касается доступа Британии к фармацевтическому рынку США, президент заявил, что хочет «вернуть большую часть фармацевтических препаратов в Америку, где они и должны быть». На вопрос об освобождении шотландского виски от пошлин он ответил уклончиво.
ЭнергетикаТрамп раскритиковал Стармера за энергетическую политику.
По данным Offshore Energies UK, в истощающемся бассейне Северного моря содержится не менее 12 млрд. баррелей углеводородного сырья в нефтяном эквиваленте. В настоящее время у производителей есть планы по добыче 4 млрд. баррелей нефтяного и газового эквивалента. К 2050 г. можно будет добыть ещё от 2 до 3 млрд. баррелей.
Великобритания переходит на более экологичные источники энергии, такие как возобновляемые и ядерные источники, и отказывается от ископаемого топлива. Лейбористское правительство заявило, что не будет выдавать новые лицензии на добычу нефти и газа в Северном море. Придя к власти, лейбористы повысили налог на непредвиденную прибыль для производителей нефти и газа с 35% до 38%, в результате чего общая налоговая нагрузка на отрасль составила 78%[8].
Трамп выступил против ветряных турбин, назвав их «очень дорогой и уродливой формой получения энергии». Ради снижения цен на энергоносители он призвал Стармера добывать больше нефти в Северном море и снизить настолько высокие налоги на отрасль, что становятся «бессмысленными». А рост цен на энергоносители стал уже политической проблемой в стране. Стармер выступил в защиту своей энергетической политики, заявив: «Мы верим в смешанные источники энергии, и очевидно, что нефть и газ будут с нами ещё очень долго».
РазноеТрамп поучал премьера-лейбориста, предлагая рецепты политической победы, косвенно жестко критику «левое» правительство Стармера, и перечислил политические меры, которые в совокупности представляют собой полный отказ от всего, за что выступает Лейбористская партия Великобритании. По Трампу, «политика довольно проста... побеждает тот, кто больше всего снижает налоги, тот, кто предлагает самые низкие цены на энергоносители, тот, кто обеспечивает вас энергией, тот, кто защищает вас от войн... тот, кто борется с преступностью, а в вашем случае — с большим количеством иммигрантов». Консервативную партию Трамп не упомянул, явно списав ее со счетов за неспособность ограничить нелегальную иммиграцию и повышение налогов при Б. Джонсоне (что противоречит политике Трампа). Он сделал акцент на партии Н. Фараджа «Реформировать Соединенное Королевство» как равноценной правящей партии Стармера и выступающей с вышеуказанных идейных позиций Трампа.
Досталось Стармеру и за ограничение свободы слова. Скандал в Британии разгорелся из-за принятого еще при консерваторах Закона о цензуре в отношении компаний, работающих в социальных сетях (Online Safety Act). Британские пользователи социальной медиа-платформы X[9] сообщили, что им запретили просматривать демонстрации протестов против массовой миграции после того, как 25 июля вступил в силу этот закон. Его представляли общественности как средство предотвращения просмотра детьми порнографии, но критики давно предупреждали, что закон будут использовать в политических целях. Петиция за отмену закона за неделю набрала свыше 400 тыс. подписей (правительство должно дать ответ, если петиция набирает свыше 100 тыс. подписей)[10]. Трамп подчеркнул необходимость свободы слова, многозначительно взглянув на Стармера.
К неловким моментам относится и препирательства по поводу мэра Лондона, пакистанца по происхождению, мусульманина С. Хана. В прошлый визит Трампа в 2019 г. Хан не препятствовал демонстрациям против Трампа. Гигантский надувной манекен, изображающий Трампа в подгузнике, пролетел над зданием парламента. Мэр Лондона выразил недовольство переизбранием Трампа в 2024 г.: «Сегодняшний урок заключается в том, что прогресс не является неизбежным». По его мнению, отношение Трампа к нему вызвано его расистскими представлениями. Позже он подшутил над республиканцем, пригласив его на гей-парад в Лондоне, и предложил Трампу помолиться вместе с ним в пятницу[11]. Отсюда и оскорбительная характеристика со стороны президента США: мэр Лондона – «противный (nasty) человек», а Стармеру пришлось оправдываться – это «мой друг». Однако в Лондон Трамп приедет.
Сделка с Европейским союзомОбъявление о заключении торгового соглашения с ЕС, безусловно, стало важным событием этой поездки. Трамп и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен поставили финальные точки в соглашении в Тёрнберри. Суть сделки заключается в том, что на европейский импорт в США будет распространяться пошлина в размере 15%. С точки зрения ЕС, главное преимущество такой сделки заключается в том, что она избавляет блок от 30%-ной пошлины, которая должна была вступить в силу 1 августа в случае отсутствия нового соглашения.
Однако 15%-ная тарифная ставка выше, чем 10%-ная ставка, которую К. Стармер согласовал для своей страны еще в мае; американская сторона практически не пошла на какие-либо серьёзные уступки. Неудивительно, что сделка вызвала негативную реакцию у многих европейских обозревателей, которые обвиняют своих лидеров в том, что они предали континент. Трампа это мало волнует – он объявил о своей победе. Все же многие экономисты прогнозируют, что тарифный режим Трампа может запустить инфляционный цикл.
Европа, подчинившись США, обязалась проводить закупки американских энергоносителей на протяжении трёх лет. Всего ЕС закупит нефти и СПГ на внушительную сумму - 750 млрд. долл. США, а также инвестирует в американскую экономику ещё 600 млрд. долл.
P.S. На альпийском курорте прошли выборы президента Украины
29 июля СВР России разместила сообщение о том, что представители США и Британии на тайной встрече на альпийском курорте провели «выборы» президента Украины[12]. На этой встрече присутствовали глава офиса президента Украины А. Ермак, руководитель военной разведки Украины К. Буданов (внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов), а также экс-главком ВСУ, ныне посол Украины в Лондоне В. Залужный. На ней, как указали в СВР, представители США и Великобритании решили выдвинуть Залужного на пост президента Украины на фоне «скандальной попытки Владимира Зеленского ограничить полномочия антикоррупционных структур" - Национального антикоррупционного бюро Украины и Специальной антикоррупционной прокуратуры, после чего в стране начались срежиссированные протесты. Резкое недовольство Запада вынудило В. Зеленского отступить и вернуть полномочия антикоррупционным учреждениям. Однако репутацию на Западе ему уже не вернуть.
Итог подвели The Telegraph[13]: премьер-министр выглядел как бутафор на своей собственной встрече; сэр Кир смотрел прямо перед собой, как прохожий, пытающийся избежать зрительного контакта с кем-то, кто разговаривает сам с собой. Он сложил руки вместе, стряхнул ворсинки с рукавов, скрестил и разогнул ноги, когда мистер Трамп выступил с речью. Так или иначе, у сэра Кира и мистера Трампа сложились теплые рабочие отношения. Но иногда казалось, что президент предпочел бы, чтобы в кресле рядом с ним сидел другой человек. После прихода к власти Лейбористской партии, которую возглавляет Стармер, «репутация Лондона за рубежом рухнула». Для восстановления авторитета Британии нужен премьер-министр, который может обойтись без поучений от главы Белого дома. Действующему главе правительства «они, очевидно, нужны», заключает британская газета.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Ключевые слова: итоги Шотландия Трамп встреча Стармер