Суд разъяснил условия освобождения ОМСУ от административной ответственности
Конституционный Суд РФ проверил конституционность ч. 5 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которой производство по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением (ненадлежащим исполнением) государственных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, подлежит прекращению, если причиной нарушения послужило выделение субвенций в размере, недостаточном для осуществления соответствующих полномочий (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июля 2025 г. № 29-П).
Поводом для рассмотрения этого вопроса послужил запрос Костромского областного суда, в производстве которого находится дело по жалобе администрации города Костромы на постановление судебного пристава о привлечении к административной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 17.15 КоАП РФ – за неисполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения гражданке, включенной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Местная администрация ссылалась в свою защиту на недостаточность субвенций, предоставляемых из регионального бюджета на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Однако областной суд усомнился в конституционности соответствующего основания для прекращения дела об АП (ч. 5 ст. 24.5 КоАП РФ), поскольку оно не позволяет учесть, принял ли ОМСУ все зависящие от него меры для соблюдения требований, за нарушение которых предусмотрена ответственность, – в частности проинформировал ли он администрацию области о невозможности осуществления переданных полномочий.
По результатам рассмотрения дела КС РФ признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции РФ, разъяснив следующее:
она подлежит применению независимо от того, информировал ли ОМСУ органы государственной власти о недостаточности выделенных субвенций и вносил ли он предложение о выделении субвенций в большем размере; вместе с тем производство по делу об административном правонарушении не может быть прекращено, если недостаток финансирования обусловлен предоставлением ОМСУ органам государственной власти недостоверной (неполной) информации; достаточность выделенной органу местного самоуправления субвенции должна оцениваться с учетом всех расходов, подлежащих осуществлению в рамках соответствующего переданного полномочия, в том числе расходов на исполнение других исполнительных документов; прекращение производства по делу об административном правонарушении на основании оспариваемой нормы не влечет прекращения обязанности ОМСУ исполнить требование исполнительного документа и не снимает с органов государственной власти обязанность обеспечить финансовые средства, необходимые для осуществления переданных полномочий.