«Тетя Мотя» рассказала, что для нее значит быть клоуном

«Тетя Мотя» рассказала, что для нее значит быть клоуном

«Клоун – немного актер, психолог, психотерапевт и организатор», – рассказывает Татьяна Юрина. В мире цирковых артистов она известна как клоунесса под псевдонимом Тетя Мотя и супруга заслуженного артиста России, клоуна и дрессировщика Александра Юрина.

Сегодня Татьяна Юрина работает в Комплексном центре социального обслуживания населения (КЦСОН) Кировского района Ярославля и занимается организацией культурно-массовых мероприятий для посетителей отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов.

– Татьяна, расскажите, как родился ваш творческий союз с мужем и почему Тетя Мотя?

– Нас связала телевизионная программа «Марафон дураков». Александр готовил клип на песню «Балет»,  и для полноты образа потребовалась балерина в теле. На эту роль и пригласили меня. Я тогда работала в Киевском театре эстрадных миниатюр. Знакомство завершилось свадьбой. Когда мы венчались в одном из ярославских храмов XVI века, то в венчальной книге, кажется, тогда впервые в графе «профессия» напротив имен жениха и невесты записали – «клоун» и «клоунесса».

Псевдоним Шпеньтик появился благодаря руководителю клоунской группы «Буфф-Ассорти» и словарю Даля, в котором он нашел слово, которое обозначает маленького, обаятельного, веселого, как Чебурашка. Сценическое имя для супруги подбирали долго. Перебирали то одно, то другое, а как-то проскользнуло «Тетя Мотя». Это такой трагикомический образ из народа – дамы с жизненным опытом, той, что может и поддержать, и поругать.

– Почему клоунада?

– Клоунада интересна тем, что ты несешь радость людям. Вот сейчас у меня яркие образы в обычной жизни, но я никогда не боялась смеяться, в том числе над собой, над тем , что я делаю. Когда людям смешно, это же лучше, чем грустно? Смех – удивительная реакция человека, которая заражает его   и окружающих. Смеяться искренне, открыто, от души – прекрасно!

Сейчас рассмешить очень сложно, люди погружены в себя, а сам юмор меняется. Когда только начинался современный «Камеди Клаб», я не понимала их номера, но сейчас могу сказать, что мысли, которые озвучивает, например, Павел Воля, гениальны, актуальны и даже во многом смешны, хотя иногда смех рождается сквозь слезы.

– Вы выступали на манеже с 90-х годов. что повлияло на смену профессии, почему КЦСОН?

– Впоследствии с нами выступала дочь – Варвара – под сценическим именем Шпеньтифлюшка. Сейчас она окончила СПбГИК и получила красный диплом по специальности «организатор и режиссер театрализованных представлений». Мы выступали как коверные клоуны и дрессировщики кошек, вместе с Росгосцирком гастролировали в 18 странах мира.

Долгое время наша работа была разъездной. А перед началом пандемии все изменилось: отменили запланированные гастроли в Кувейт. Муж  после травмы получил новую профессию – организатора и режиссера театрализованных представлений. начался ковид. Так мы осели в родном Ярославле. Я вначале подумала, что пойду работать в санаторий, организовывать мероприятия. Но в ноябре 2021 года неожиданно для себя пришла в КЦСОН Кировского района Ярославля. Прошло уже более трех лет, как я работаю тут. Организую досуг для посетителей дневного отделения.

– За эти три года работы что самое интересное и знаковое вы для себя отметили?

– Мне нравится подход, прописанный  в программе «активного долголетия по-ярославски», который мы создали в КЦСОНе. Это не только возможность восстановиться, но и быть активным,  расширять свои возможности. Например, выходом в театр или на экскурсию. Просто ли все это организовать? Нет! Но чем дольше я смотрю на свою работу, тем больше понимаю, что она нужна прежде всего мне. Я здесь могу быть полезна и помочь другим.

Так, кто-то спустя тридцать лет вдруг вновь идет в театр, другой открывает для себя краеведение, третий понимает, что он сам может быть поддержкой для других, и становится волонтером. Например, мы писали письма для одиноких людей, проживающих в одном из интернатов Ярославской области.

Самое страшное, что сейчас есть у нас всех, – социальное одиночество, несмотря на соцсети и возможности мобильной связи. И я радуюсь, когда вижу, как люди раскрываются, добреют, учатся чему-то новому. Недавно одна из наших подопечных призналась, что к ней вернулось желание наряжаться и жить.

И, видя такие перемены в жизни людей, понимаю, что все не зря.

– Взаимодействуя с другими людьми, мы вольно или невольно меняемся. Есть ли что-то, что открыли вам получатели соцуслуг?

– С возрастом наши недостатки выходят на передний план. Работая в центре, я отчетливо поняла, как важно трудиться над своим характером и душой. Взрослые часто закрываются в панцири, боятся своих чувств. А мне хочется, чтобы они набирались нового опыта, умели восхищаться хорошим.

Иногда просто нужно открыть людям глаза на то, в каком городе они живут  и какие возможности тут есть. Как я говорила, работа клоуна, а это неотъемлемая часть меня, как работа врача или хорошего писателя, влияет на зрителя. И я рада сама, что могу открыть мир для кого-то заново. Поделиться жаждой жизни.

Среди наших получателей услуг – Анна Владимировна Шадрина, которой почти 90 лет. Она жительница блокадного Ленинграда, пережила очень многое, но не перестала любить жизнь. У нее удивительная особенность: я младше ее на 40 с лишним лет, но чувствую с ней себя на равных. И этим она охотно делится с другими. Мы все влияем друг на друга. Я хочу, чтобы добра было больше.

– Работа с людьми имеет одну особенность – эмоциональное опустошение. Не всегда просто найти силы, чтобы придумывать что-то новое, удивлять. Что помогает вам сохранять позитивное отношение к жизни?

– Секрета нет – мне самой интересно, а потому находятся рядом такие же люди с похожими ценностями. Это и парикмахеры, и владельцы салонов красоты, сети пирожковых, представители заводов – разные люди. И они откликаются на предложение сделать что-то доброе бесплатно для других. Например, устроить дегустацию ярославских молочных продуктов или напечь просто так пирогов для праздника, устроить день красоты для наших получателей социальных услуг.

Нам всем не хватает внимания и участия. И чтобы сделать кого-то счастливым, не нужно многого: искренне улыбнуться, сказать спасибо, помочь. Жить без общества нельзя, и добро делать надо. Хотя оно тоже разное, как и благотворительность. Если каждый из нас будет помогать, творить добро, не оставаться безучастным, значит, мы будем делать других счастливыми, а они сделают счастливыми нас. Я рада, что эти ценности есть у тех, кто помогает нам в центре.

– Неужели никогда не опускались руки?

– Сложно, конечно, бывает. Выматываешься и физически, и эмоционально. Я могу и поплакать. Но как бы банально ни прозвучало, вытаскивают из этого состояния люди, с которыми мы вместе проводим все благотворительные проекты. Это восстанавливает силы. Ведь часть своей души и сердца я дарю людям, которые приходят на дневное отделение.

– При большой загруженности вы активно ведете свою страничку в социальных сетях. Что побудило вас быть такой яркой и в интернете?

– В какой-то момент я просто поняла для себя, что нужно вести социальные сети. Интернет стал неотъемлемой частью жизни, и его не нужно избегать. Для меня это возможность зафиксировать события, встречи, праздники, путешествия – фотоальбом и дневник в одном месте. А еще возможность поделиться с другими или поучиться опыту у них.

Вот мне иногда москвичи пишут, что у них такого в программе «Московское долголетие» нет. И я понимаю, что мы им интересны с нашим «активным долголетием по-ярославски». Но и они нас чему-то учат. Мне, например, очень нравится, что в столице группы из КЦСОНов могут бесплатно посещать музеи и выставки. От такого сотрудничества выигрывают обе стороны: у одних больше посетителей, у других – возможностей для развития. Здорово было бы сделать нечто подобное и у нас.

– Работа в центре, безусловно, важна, но как артиста вас разве не манит сцена?

– Несколько последних лет мы с мужем работаем в спектакле Надежды Бабкиной «Горько». Он по двум пьесам – «Свадьбе» Антона Чехова и «Не может быть» Зощенко. Нам повезло: мы прошли кастинг, нас приняли, и теперь мы можем работать и общаться с Алексеем Ягудиным, Сергеем Никоненко, Алексеем Маклаковым, Олесей Железняк, Иваном Замотаевым.

Я – счастливый человек!

 

Ярославский регион Ярославский регион

18:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025