То, о чем молчали в школе. Шокирующая история советских дипломатов, оказавшихся в заложниках в 1941 году
Германская сторона начала подготовку к войне заранее. Немецкие дипломаты скрытно покинули СССР ещё накануне вторжения. Вывозилось всё имущество посольства, что не могло остаться незамеченным советскими разведчиками. В день нападения из высокопоставленных немцев в Москве оставался лишь посол Фридрих-Вернер Шуленбург. Ситуация с гражданами СССР была совершенно иной. В момент вторжения там находилось 325 дипломатов и более 700 командированных специалистов. Они оказались фактически в заложниках у нацистов.
Нам не давали даже водыКогда война только началась, немецкая сторона обещала благожелательное отношение к советским дипломатам. В ходе переговоров 23 июня звучали даже заверения о намерении «переправить на Родину с уважением».
Однако реальность оказалась совершенно иной. Сразу как только началась война, в квартирах сотрудников советского посольства прошли обыски.
В самом посольстве не было связи с внешним миром. Гестаповцы, проникнув в здание, устроили погром, обыскивали кабинеты и никого не выпускали. У дипломатов отобрали деньги и запретили даже выходить за продуктами.
«Нам не давали даже просто воды, не выпускали из разгромленных кабинетов», — вспоминали позже сами дипломаты.
Они бросили шифровальщика на раскаленное железоЕще более сложной была ситуация с сотрудниками торгпредства, которое, несмотря на дипломатический статус, было захвачено гестапо. Особенно отличились немцы при задержании шифровальщиков, которые успели уничтожить секретные документы. Одного из них в отместку положили на раскаленный лист металла.
Гестаповцы предъявили многим советским специалистам обвинения в шпионаже и отправили их в тюрьмы, а затем в концлагеря. После этого немцы предложили обмен — они готовы были вернуть кого-то одного из послов взамен Шуленбурга. Однако СССР настаивал на возвращении всех советских граждан, что вызывало сопротивление немецкой стороны, ведь в Германии находилось более тысячи человек, а немцев в СССР — всего около 120 человек.
Переговоры могли затянуться на долгое время, если бы не вмешательство нейтральных государств. В качестве посредников выступили Швеция, Румыния и Греция. Особую роль сыграла Александра Коллонтай, занимавшая пост посла России в Швеции. Благодаря её усилиям, шведы согласились представлять интересы России в Германии и её сателлитах. Болгария, в свою очередь, являлась посредником между СССР и Германией.
По дороге домой выживали в нечеловеческих условияхПуть на родину оказался невероятно сложным для советских дипломатов. Из Германии вышли два эшелона, следовавшие по Чехии, Югославии и Болгарии.
Условия перевозки были нечеловеческими. В каждом купе находилось несколько человек, многим приходилось стоять. Питание было скудным — фактически только хлеб и вода, один раз в сутки.
«В вагоне было огромное количество людей. Условия были невыносимыми. Если кто-то хотел прилечь, то остальные несколько человек должны были стоять, потому что не хватало места не только на скамейке, но и на полу. Нас практически не кормили. При переезде через Альпы в вагонах становилось очень холодно, практически минусовая температура. Теплых вещей ни у кого не было. Люди постоянно простужались», — вспоминал очевидец событий переводчик посла В. Бережков.
На всем пути действовал режим террора. Хотя поезда двигались медленно, с остановками на сутки или двое, покидать их запрещалось. В Югославии и Болгарии поезда загоняли в тупики, чтобы изолировать дипломатов от населения.
Немцев в СССР кормили деликатесами, а наших морили голодомИностранных граждан поместили в одном из лучших домов отдыха Костромы. Им предоставили три двухэтажных дома, кухню с обслуживающим персоналом, питание по нормам дома отдыха. Для медобслуживания был прикреплен врач, который ежедневно проводил осмотр. Немцев перевозили в комфортабельных вагонах, их обеспечивали хорошим питанием. Про советских дипломатов этого сказать было нельзя — многие вернулись домой буквально еле живыми от болезней и истощения.
СССР переиграл Гитлера в дипломатической схваткеНесмотря на сложности, обмен все же состоялся 19 июля. Эта операция была первой крупной победой нашей дипломатии военного времени. В итоге это удалось реализовать, несмотря на то, что фашистские орды подступали к Москве, советское правительство жестко отстаивало интересы своих граждан.
«В момент передачи советских граждан подвезли к границе.» Там, среди поля, в палатке находилась турецкая военная рация, а около нее комиссия в составе представителя турецкого МИД и советника посольства Турции В.Я.Ерофеева. Такая же рация и миссия находились на советско-турецкой границе, у города Ленинакана, в 1,5 тыс. км от первой. По данным, которые передавались через рации, начался одновременный обмен и переход на турецкую территорию советской и германской колоний в противоположных частях Турции — вспоминал один из дипломатов.
Правительство СССР смогло добиться возвращения абсолютно всех сотрудников посольства, которые были включены в списки. История возвращения советских дипломатов — малоизвестная, но важная страница Великой Отечественной войны.
Автор: Влада Крапивина