Турция теряет туристов, но не из России
Количество иностранных туристов в Турции за первые 10 месяцев 2025 года сократилось, а заполняемость отелей — снизилась во многих регионах. В числе причин — рост стоимости гостиничных услуг, который оказался выше инфляции. Однако количество поездок из России выросло. Об этом сообщает Turizm Ajansi со ссылкой на данные Министерства культуры и туризма.
Среди пяти стран Средиземноморья, принявших наибольшее количество иностранных туристов с января по октябрь, Турция оказалась единственной, где наблюдался спад турпотока. За этот период в Испании наблюдался рост на 3,5%, во Франции — на 7,8%. В Италии — почти 5%, в Греции — более 6%. Турция же, напротив, потеряла 1% туристов из-за рубежа. А если не учитывать однодневные поездки, то спад превысил 4%.
За первые 10 месяцев этого года показатели оказались чуть лучше — количество приезжающих в Турцию из-за рубежа (включая однодневные поездки), сократилось на 0,4% по сравнению с показателями за аналогичный период 2024 года — с 47,3 млн до 47,1 млн. Россия же оказалась той страной, турпоток из которой, напротив, продемонстрировал самый большой рост. Его темпы, конечно, невелики — плюс 2,25%, до 6,4 млн туристов. И все же тенденция положительная.
В то же время количество номеров в сертифицированных отелях в Турции увеличилось примерно на 8% — до 1,961 млн. А за первые 10 месяцев 2025 года оборот гостиниц вырос на 15,5% — с $16,3 млрд в 2024 году до $18,9 млрд.
Данные по заполняемости отелей в Турции министерство приводит только за сентябрь 2025 года: в этом месяце она снизилась на 4,44 процентных пункта — с 65,49% до 61,05%. В Анталье это снижение меньше: на 1,8 процентных пункта, до 87,01%. В Стамбуле — на 4 процентных пункта, до 58,65%. В Мугле — снижение до 64,1%, в Измире — до 43,3%, а в Айдыне — до 66,2%.
При этом за первые девять месяцев 2025 года доходы Турции от туризма увеличились на $2,5 млрд — до $49,7 млрд. Из них 41,5% поступило от местных и 58,5% — от иностранных туристов.
Рост цен на гостиничные услуги опережает инфляцию. Так, по данным TÜİK, годовая инфляция в Турции в октябре 2025 года составила 32,87%, при этом стоимость номеров в отелях увеличилась на 50-51%. В отрасли объясняют это ростом курса доллара США — он прибавил 22,1% в годовом исчислении, в результате чего разрыв между стоимостью и обменным курсом достиг 28,5 процентных пунктов.
В результате расходы отельеров на питание и напитки в отелях выросли на 50,6% в годовом исчислении. Траты на электроэнергию в объектах размещения выросли на 44,5%, а расходы на персонал — на 53,5%.
Штрафы за размещение рекламы в иностранных соцсетях, признанных экстремистскими и запрещённых в России, могут вырасти до 1 млн. рублей. Законопроект с такими поправками подготовлен депутатами «Единой России» и направлен на отзыв в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД, сообщают «Известия».
Сейчас реклама в Instagram* и Facebook* наказывается по ч. 1 ст. 14.3 КоАП: для граждан штраф составляет от 2 до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тыс., для юридических лиц — от 100 до 500 тыс. рублей. Запрет действует с сентября 2025 года.
Авторы инициативы считают, что действующие санкции слишком малы и не влияют на поведение блогеров: доходы от рекламных интеграций многократно превышают размеры штрафов. В проекте предлагается увеличить ответственность: для граждан — до 50–80 тыс. рублей, для должностных лиц — до 80–150 тыс., для организаций — до 0,5–1 млн рублей.
Зампред комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный пояснил «Известиям», что штраф в 2,5 тыс. рублей не способен остановить блогеров, особенно когда интеграции приносят сотни тысяч и миллионы. При этом, по его словам, запрещённые платформы используются для распространения дезинформации, экстремизма и мошеннических схем.
Несмотря на запрет, часть блогеров продолжает размещать рекламу в этих соцсетях, в том числе обходными способами — например, выдавая рекламные публикации за личные советы. По данным «Известий», стоимость рекламы на запрещённых ресурсах остаётся доступной для рекламодателей: репост в сторис в Instagram* может стоить от 7 тыс. рублей. Микроблогеры отмечают, что считают такие размещения «неопасными» именно из-за короткого срока жизни сторис.
Эксперт по цифровым коммуникациям Ярослав Мешалкин считает, что увеличение штрафов повысит риск размещения рекламы и заставит блогеров и бренды тщательнее взвешивать решения, хотя масштаб эффекта пока сложно оценить. Анастасия Красникова из Юридического центра для блогеров и агентств оценила инициативу негативно, указав, что ужесточение может затронуть добросовестных участников рынка.
Кстати, первый штраф за отзыв на отель появился в октябре этого года. И он оказался отнюдь не минимальным. Юрист и блогер Евгения Тутушкина опубликовала ролик с отзывом об отеле в Краснодарском крае, где упомянула промокод со своей фамилией. Жалобу подала одна из её подписчиц. После проверки на Тутушкину завели дело и назначили штраф в размере 30 тыс. руб.
Важная деталь: по словам Евгении, ролик был размещён до 1 сентября — даты вступления в силу закона, запрещающего рекламу в этой соцсети. Кроме того, блогер утверждает, что не получала оплату, а просто хотела поддержать отечественный отель, проживание в котором ей обошлось в 60 тыс. рублей.
Тогда юристы предупредили, что даже нативные форматы — когда блогер не размещает прямую ссылку, а просто произносит в своем ролике промокод — могут стать основанием для штрафа. Факт, получал ли человек, опубликовавший рекламу, за нее деньги, не имеет значения. А тот факт, что реклама была размещена до 1 сентября — роли не играет, если предпринимаются действия по ее распространению, в том числе повторному (например: в посте имеется информация с предложением, акциями, скидками, действующими и после 01.09). По мнению экспертов, аналогичных дел скоро станет больше.
* принадлежат Meta, признана экстремистской и запрещена в РФ
