Туристов не выпускали за границу из-за ошибки в загранпаспорте: кто виноват?
Семья с двумя детьми забронировали у турагента тур за рубеж. Все шло хорошо до момента вылета: при прохождении паспортного контроля в аэропорту выяснилось, что в загранпаспорте одного ребенка ошибка: неверно указан пол. Туристы немедленно связались со своим турагентом и заявили, что это — его вина. А также пообещали жаловаться на невнимательного специалиста агентства везде, где только можно. Profi.Travel разбирался вместе с юристом, чья здесь ответственность на самом деле.
Как рассказал турагент, вылет был ночным, и он дал туристам совет: с утра ехать в МВД, объяснять ситуацию и просить срочно переделать паспорт ребенка. Обычно в таких случаях идут на встречу, исправление не занимает более одного дня. После этого — покупать новые билеты и «догонять» свой тур.
Однако туристы не согласились и улетели на отдых втроем. Ребенка, у которого обнаружилась ошибка в паспорте, они оставили с родственниками.
Теперь клиенты турфирмы планируют судиться с турагентом, чтобы вернуть деньги за неиспользованные билеты и проживание. Кто несет ответственность в этой ситуации и с кого туристы смогут взыскать убытки, разъяснила юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская.
По ее словам, агент в этой ситуации не виноват и компенсировать клиентам стоимость билетов и проживания не обязан. «Ни один закон не обязывает турагента проверять действительность загранпаспорта, — подчеркнула она. — Выдача некорректно заполненного загранпаспорта — это ответственность органов МВД. Государственная услуга должна быть оказана качественно — независимо от того, поставил гражданин подпись при выдаче документа или нет».
Существует только одно исключение: если при подаче заявления на загранпаспорт сами родители неверно заполнили анкету, и ошибка в графе «Пол» перекочевала в документы именно из нее. В этом случае ответственность — на туристах. И взыскать компенсацию они ни с кого не смогут.
Если же заявление было подано без ошибок, говорит Мария Чапиковская, свои убытки туристы смогут взыскать с МВД: стоимость билетов, проживания и компенсацию морального вреда. «Вся правоприменительная практика говорит нам о том, что такие дела, как правило, заканчиваются в пользу туристов, а ответчиком выступает именно МВД, сотрудник которого допустил неточность. Только недавно мои клиенты, одного из которых не выпустили за границу из-за ошибки в паспорте, отсудили стоимость его отдыха — 120 тыс. рублей и 20 тыс. в качестве компенсации морального вреда», — добавила юрист.
Турции необходимо избавиться от стереотипа страны, которая принимает бронирования только в последнюю минуту. Об этом заявил генеральный менеджер офиса туроператора Fun&Sun в Турции Огуз Эргюль, выступая на панельной дискуссии «Оценка сезона 2025 г., ожидания туроператоров на 2026 г.», состоявшейся в рамках Стамбульской туристической выставки (ITF), сообщает Turizm Guncel.
По его словам, 2025 год не оправдал ожиданий туроператоров. С его точки зрения, для успешного сезона необходимо эффективное раннее бронирование. И хотя Турция «производит впечатление направления, которое надо бронировать в последний момент», это восприятие можно изменить, если придерживаться правильной стратегии, считает эксперт.
Огуз Эргюль подчеркнул, что даже находясь на рынке, пребывающем в сложном состоянии, компании в прошлом году удалось хорошо подготовиться к акциям раннего бронирования: около 30% продаж на лето было сделано в этот период. Говоря о следующем сезоне, он отметил: «Мы открыли раннее бронирование на 2026 год в июле. Мы планируем увеличить количество наших туристов на 25–30%, до 1,25 млн».
Член совета директоров Kilit Group Толга Килит согласился с ним в оценках сезона. «Я считаю, что ожидания в 2025 году не оправдались. Период раннего бронирования прошел хорошо. Но желаемых результатов достичь не удалось. Высокая инфляция создала впечатление, что цены растут, и в сезон туристы перешли к бронированиям last minute. Мы не смогли использовать разумную и точную стратегию управления загрузкой отелей, потому что не соответствовали реалиям рынка».
Он предположил, что этот опыт позволит в следующем году принимать более обоснованные решения в условиях сохраняющейся инфляции и более четко управлять ценами.
Как прокомментировал Profi.Travel генеральный директор сети турагентств «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов, турецким отельерам удалось сбалансировать ценовую политику к сентябрю. По его словам, с начала осени загрузка отелей на анталийском побережье и в Стамбуле высокая, что подтверждается отсутствием акций и распродаж. Сезон в этот раз продлится до середины ноября.
Ранее на рынке отмечали, что в этот раз цены перед сезоном в Турции выросли на 20-25%, и туристы оказались не готовы приобретать отдых там по такой цене. Именно поэтому в сезон продажи шли в основном last minute — клиенты турфирм ждали скидок и ради этого бронировали туры в последний момент.