Туроператор не получил деньги за тур, но суд обязал вернуть их клиенту

Туроператор не получил деньги за тур, но суд обязал вернуть их клиенту

Туроператору придется вернуть клиенту за отмененный круиз сумму в пять раз превышающую средства, которые компания получила от турагента. Турист полностью оплатил поездку, но розничный партнер перечислил менее половины. Туроператор обязан отвечать перед туристом за действия своего агента, даже если и договор с ним был расторгнут — к такому выводу пришел Первый кассационный суд общей юрисдикции, оставив в силе апелляционное решение по спору между туристом и компанией «ВодоходЪ». Эксперт рассказал Profi.Travel насколько распространена такая практика и когда она может измениться.

Поводом для разбирательства стала ситуация с круизом по маршруту «Москва — Плёс — Москва», который турист приобрел в декабре 2023 года через турагента — компанию «ТК «Парус». Стоимость тура составила 123 640 руб., оплата была внесена полностью. Однако перед поездкой выяснилось, что агент перечислил туроператору лишь часть средств — 60 468,48 руб., а агентский договор между компаниями к тому моменту был расторгнут. Туроператор аннулировал тур и предложил туристу либо оформить новый договор с доплатой, либо возврат средств.

Фактически «ВодоходЪ» вернул туристу только сумму, поступившую от агента. Остальные деньги возвращены не были, и турист обратился в суд. Суд первой инстанции решил, что ответственность должен нести турагент, и взыскал недостающую сумму, проценты, штраф и компенсацию морального вреда именно с «ТК «Парус». Однако апелляция с этим не согласилась и указала: если турагент действует от имени и за счет туроператора, то именно туроператор отвечает перед туристом за исполнение договора, независимо от внутренних расчетов между компаниями.

Апелляционный суд взыскал с «ВодоходЪ» стоимость тура (63 171,52 руб.), неустойку (123 640 руб.), проценты за пользование деньгами (6 159,35 руб.), компенсацию морального вреда (10 000 руб.), штраф (98 405,76 руб.) — всего более 300 тыс. руб. Туроператор попытался оспорить это решение в кассации, настаивая, что деньги он не получал в полном объеме и потому не должен отвечать за действия агента.

Однако кассационный суд доводы не принял: согласно ст. 9–10.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности», туроператор отвечает перед туристом за исполнение договора, даже если не получил полную оплату от турагента. Суд указал, что содержание агентского договора и финансовые отношения между туроператором и турагентом не могут влиять на права потребителя. Если тур аннулирован, а обязательства по договору не исполнены, ответственность перед туристом несет туроператор.

В итоге апелляционное решение оставлено без изменений, кассационная жалоба — без удовлетворения. Суд подтвердил: туроператор является надлежащим ответчиком по таким спорам и обязан компенсировать туристу убытки.

«Подобные решения стали практически стандартом, причем в первой инстанции принимаются решения о взыскании с турагентов, но в апелляции или в кассации их отменяют и переносят все на туроператора, особенно когда турагент недоступен или неплатежеспособен», — рассказал Profi.Travel вице-президент РСТ, генеральный директор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов.

По его словам, у туроператора возникает право регрессного требования, но его, как правило, не реализуют, в том числе и из-за отсутствия средств у должника. Нередко параллельно заводят уголовные дела, отметил Георгий Мохов.

Сейчас готовится законопроект о разграничении ответственности между участниками рынка. В документе планируется закрепить правило: туроператор отвечает только за те деньги, которые действительно получил, а не за все платежи клиента, если они осели у недобросовестного турагента.

«Законопроект об ответственности турагентов за нарушение обязательств по оплате турпродукта туроператору еще в Госдуму не внесен, но прошел экспертизу, оценку на портале проектов нормативных правовых актов и получил заключение в рабочей группе Минэкономразвития. Если в таком виде он будет принят, то это может повлиять на судебную практику, но очень не скоро, уйдет на это года два», — пояснил Георгий Мохов.

Суд в Брянске обязал предпринимательницу выплатить более 2,5 млн рублей за несостоявшийся отдых в Турции. По словам турагента, денег от клиентки она не получала. Несостоявшаяся туристка, вероятно, стала жертвой мошенничества. Но турагенту все равно придется вернуть средства, причем — в тройном размере. Об этом сообщает пресс-служба судов общей юрисдикции Брянской области.

Жительница Брянска обратилась в Советский районный суд с иском к индивидуальной предпринимательнице о взыскании средств по договору реализации туристического продукта, а также неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.

Как следует из материалов дела, по договору предпринимательница обязалась забронировать отель и оплатить проживание семьи истца в Турции. За эти услуги женщина перечислила 838 000 рублей. Однако обязательства исполнены не были, а предпринимательница перестала выходить на связь. В связи с этим истец потребовала вернуть уплаченную сумму, взыскать неустойку, штраф в размере 50% от присужденной суммы и компенсацию морального вреда.

Суд первой инстанции частично удовлетворил требования и постановил взыскать с ответчицы 838 000 рублей основного долга, неустойку в размере 838 000 рублей, штраф — 843 000 рублей, а также 10 000 рублей компенсации морального вреда.

В апелляционной жалобе турагент настаивала на отмене решения, указывая, что договор от ее имени заключало другое лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Сама же предпринимательница договор с истцом не заключала, деньги ей не передавались.

Однако судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда указала, что ИП несет ответственность за использование своей печати, факсимиле и бланков договоров, а также за риск их неправомерного использования третьими лицами. В результате решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, апелляционная жалоба — без удовлетворения.

Как пояснила Profi.Travel юрист «Альянса туристических агентств» Мария Чапиковская, если сам ИП допустил такого сотрудника, против которого впоследствии было возбуждено уголовное дело, к своей работе, ввиду чего и появилась возможность причинить вред, то требования потребителя вполне могли быть корректно удовлетворены за счет ИП. Далее, по словам эксперта, предпринимательница может своему сотруднику выставить ущерб: гражданский иск потерпевшей стороны к причинителю вреда, установленному в уголовном деле.

«Однако, в контексте требований потребителя ответственность все равно несет предприниматель, от лица которого сотрудником заключен договор», — пояснила Мария Чапиковская.

По словам эксперта, шансы у турагента оспорить решение суда есть только в том случае, если лицо, против которого возбуждено уголовное дело, завладело чужими денежными средствами самостоятельно, без контакта с ИП, подделав его документы и не используя его ресурсы.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

14:06
37
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025