В Башкирии родственники пожилых с деменцией проходят «квесты»
— Хорошо, что я уговорила маму переоформить ее квартиру в Уфе на меня еще до того, как она окончательно «сдала». Сейчас бы опека создала мне массу проблем с контролем над недвижимостью, но никак не помешала бы мошенникам выманить у матери ее «квадратные метры», — поделилась недавно знакомая, которая забрала жить заболевшую мать к себе.
Около трех лет назад женщина обнаружила, что мама, которая живет в просторной квартире в другом городе, постоянно переписывается в соцсетях с подозрительными личностями, которые «впаривают» ей по баснословным ценам препараты, рекламируя их как чудо-лекарства от «всех болезней».
Злоупотребление препаратами едва не стоило пенсионерке жизни, поскольку от назначений врача по своему диагнозу она отказалась, зато в огромных дозах употребляла «чудо-таблетки». Хорошо, что дочь вовремя ее привезла в больницу.
Потом бабушка кучу денег слила установщикам окон, которые убедили ее, что прежние, установленные всего пять лет назад, никуда не годятся. Причем новые окна оказались гораздо хуже предыдущих. Брак установщики устранять отказались, а ходить по судам моя приятельница не стала из-за нехватки времени. А однажды знакомая застала у матери странных персонажей, которые именовали себя просветленными и убеждали старушку, что нужно оборвать все связи с родными и плотно заняться самопознанием.
Приятельница не стала дожидаться, когда мама по дороге к самопознанию окажется бомжом и уговорила ее, когда та была в спокойном состоянии, переоформить квартиру.
Потом, когда пожилая женщина начала отдавать уже всю немаленькую пенсию распространителям сомнительных препаратов и копить долги по кредитным картам, знакомая забрала ее в свой город. Прошла семь кругов бюрократического ада, добилась признания матери недееспособной.
— Чего мне стоило собрать справки для оформления опеки после того, как суд признал ее недееспособной! — говорит приятельница. — У меня запросили кучу сведений, включая уровень моего образования, характеристику с места работы, подтверждение со стороны сестер мамы, что они не претендуют на роль ее опекунов. При том, что сестры гораздо старше матери, а я — единственный ребенок, который и по закону, и по совести обязана досматривать ее. В итоге целый месяц потратила, чтобы получить все нужные справки — в списке было больше 30 пунктов! А все дело в том, что мама прожила со мной только год, тогда как для более легкого варианта оформления опекунства нужен срок не меньше 10 лет. Но десять лет назад мама была активной, полной энергии женщиной. Как я могла предугадать, что она так быстро может потерять разум?! А если бы она жила у меня просто так, без опекунства, никого бы не волновало, что может устроить пожилой человек, который явно расстался с разумом, — устало вздыхает опекунша. — Сейчас вот с ужасом жду своей старости — неужели моих детей тоже ждут такие испытания?
История приятельницы, к сожалению, распространенная для наших дней: пожилой родственник заболевает и его родственникам приходится преодолевать всяческие квесты. Чтобы и уход за больным обеспечить, и на жизнь заработать, и убедить контролирующие органы об отсутствии злого умысла в отношении подопечной.
Большинство взрослых детей вполне достойно заботятся о родителях, у которых развивается старческая деменция. Они понимают, что лучшее место для пожилого человека — это семья, а не спецучреждение. Но и таким добросовестным гражданам нужна подмога — в виде возможности нанять хорошую сиделку. Пока же надежных и квалифицированных сиделок, которые могли бы хотя бы на день-два присматривать за больными стариками, найти почти невозможно. Есть только люди «с улицы», с которых, случись что с подопечным, спросу не будет.