В канун 84-й годовщины начала работы Ледовой Дороги жизни прошел ежегодный Марш памяти

В канун 84-й годовщины начала работы Ледовой Дороги жизни прошел ежегодный Марш памяти

Торжественно-траурная церемония прошла накануне у мемориального комплекса на Рябовском шоссе. «Все, кто строил, обслуживал и защищал ледовую Дорогу жизни, дали городу надежду, возможность выстоять и победить», — сказал губернатор Александр Беглов.

Хроника того времени продолжает пополняться. Чьи судьбы и какие находки дополнили военную летопись Ленинграда?

Маленький город на левом берегу Невы и Дорога жизни тесно связаны. В уютном школьном музее Шлиссельбурга на стеллажах богатая коллекция военных артефактов: от боеприпасов и амуниции до личных вещей бойцов. Здесь сохраняют свою историю — историю подвига и мужества.

«Город был наполнен ранеными в городских госпиталях. И немцы видели, что это госпитали, поэтому бомбежку не прекращали, то есть просто на бьющим полете. Карусель самолетов ходили и разбивали госпиталь. Врачи проявили большое мужество, успокаивали ранних, прятали их под матрасом. И потом их полностью ночью перевели на правый берег», – отметил Олег Зимин, руководитель музея №1 г. Шлиссельбурга.

8 сентября 41 немцы захватили Шлиссельбург, тем самым завершив окружение Ленинграда по суше. Началась блокада Ленинграда.

Уже через 4 дня стало понятно: продовольствия в городе всего на месяц. К зиме топлива и провианта будет катастрофически не хватать. Тогда и началось проектирование военно-автомобильной дороги №101, впоследствии получившей название Дорога жизни. 30 километров по своенравному, беспокойному и малоизученному озеру.

Чтобы по Ладожскому озеру пошли груженные машины, требовался лёд не меньше 20 см. Зима 41-42 была одной из самых суровых за историю наблюдений. Но не ноябрь. Тогда температура прыгала от -2 до -11 градусов. За 5 дней до открытия дороги жизни вода промерзла только на 10 см. Ситуацию спасло резкое похолодание, которые держалось несколько дней.

22 сентября по озеру впервые пошли груженные провиантом машины. Но эти знаменитые кадры остались в истории только благодаря круглосуточной работе сотни людей. Разведчики, синоптики, метеорологи, грейдеристы и ученые. Было не просто. Только за одни сутки 29 ноября 41 года ушли под воду 52 автомобиля. Причина оказалась не в толщине льда, а в резонансе. Волн Ладоги и движущихся грузовиков. За дело взялись физики, которые определили — самая опасная скорость 35 километров в час, а самая безопасная дистанция 70 метров.

«Благодаря ученому Ленинграда, смогли изготовить прибор прогибограф, который смог предсказывать, когда будет полынья впереди. И самое главное – благодаря этому прибору разработали строгие правила дорожного движения, то есть скорость должна была не превышать 60 км в час. Нельзя было обгонять – выполнять это помогала ленинградская милиция», – отметил Андрей Горбунов, заместитель директора по научной работе музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни».

Дорога жизни — не просто колея по льду. Это был серьезный инфраструктурный объект. Вдоль ледяной трассы длиной в 30 км были пункты обогрева, госпитали, склады с провизией и мастерские. Защищали маршрут не только с берега, были посты аэростатов и радиолокаторов. 350 регулировщиков указывали машинам безопасную дорогу. А водолазы погружались в ледяную воду, чтоб восстановить телефонную связь с большой землей, вернуть городу электричество и построить первый в мире подводный трубопровод для топлива.

Сегодня дайверы продолжают дело своих героических коллег. Подводная военно-историческая экспедиция в Кобоне больше 12 лет изучает дно Ладожского озера.

«За это время было найдено много очень интересных предметов и объектов. На дне были найдены самолеты. И немецкий самолет, например – самый массовый бомбардировщик II мировой войны», – отметил Сергей Марков, директор военно-исторического центра «Дорога жизни».

Подводные поисковые работы ведутся не только на Ладожском озере. В сентябре из Невы была поднята уникальная пушка «Ленинградка», которая участвовала в обороне города. Тогда фронту срочно требовалось противотанковое вооружение. Новый образец инженеры подготовили всего за 17 дней на базе имеющейся танковой пушки.

«Пушка обладает дальностью стрельбы до 300 метров. Есть уникальные характеристики. Не используются подшипники, поэтому колеса крутятся даже сейчас, не закисали. Использовано наполнение, нет камеры, вот такие резиновые заполнения. Если попадают осколки, чтобы колесо не спускало и пушка была в боевом состоянии», – отметил Александр Маслаков глава администрации города Шлиссельбурга.

Интересна история и еще одной находки. Обнаружили ее уже на суше. В музейно-мемориальном комплексе «Дорога жизни» хранится так называемый «Клык тигра». Это часть легендарного немецкого танка, который Гитлер считал непобедимым. Но грозный тяжеловес уступил в битве мужеству советских бойцов.

Найденные артефакты времен Великой Отечественной войны восстанавливают, и они становятся частью коллекций музеев. Множество осколков прошлого собираются в одну большую мозаику «Героическая история Ленинграда». Задача которой — сохранить память о подвиге предков у будущих поколений. Через заржавевший медальон, внутри которого целая жизнь, восстановленную полуторку или проникновенный рассказ очевидца тех самых событий.

«Они не любили рассказывать про блокаду, а мы, к моему стыду, почти ничего не спрашивали, поэтому, просьба к молодежи: пока есть живые свидетели, пусть они спрашивают, узнают. Не сделают ту ошибку, которую сделали мы», – рассказала Людмила Смирнова, житель блокадного Ленинграда.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

21:05
25
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025