В новом учебном году жизнь школьников упростят
Школьным учителям запретили злоупотреблять контрольными работами. Назначать их по своему усмотрению они теперь не смогут. Максимальное время на них в учебном году будет одинаковым для всех — не больше десяти процентов учебных часов, отпущенных на изучение предмета. А продолжительность контрольной установили от одного до двух уроков по 45 минут каждый. Эти новшества закрепили в приказе Минпросвещения, который начнет действовать 1 сентября 2025 года. Зачем это нужно, «Парламентской газете» рассказали эксперты.
Не дольше двухОсновная цель изменений — оптимизировать учебную нагрузку на детей с учетом санитарно-эпидемиологических норм, избегать вреда физическому и психическому здоровью. Это закреплено приказом Минпросвещения от 9 октября 2024 года № 704, который вступит в силу в первый день осени.
В документе впервые зафиксировали, что контрольные работы — это вид письменной проверки результатов обучения для оценки предметных или метапредметных достижений. Закрепили, что их проводят в течение одного или двух уроков, каждый из которых не дольше 45 минут.
При этом практические работы, например лабораторные и интерактивные, не относящиеся к формам контроля, возможны только на протяжении одного урока — те же 45 минут.
Без ущерба качествуОсобое внимание уделили лимиту на оценочные процедуры — не больше десяти процентов от общего времени на изучение каждого предмета за учебный год.
«Введение четкого определения термина «контрольная работа» и установление ограничений на их продолжительность направлено на унификацию подходов к оценке знаний учащихся, — сказала „Парламентской газете“ заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. — Отсутствие нормативного регулирования приводило к значительным расхождениям в практике: в некоторых школах контрольные занимали до 25 процентов учебных часов».
Теперь же будет более равномерное распределение времени между изучением нового материала и проверкой знаний. Уровень образования при этом не должен снизиться, поскольку ключевое значение имеет не количество контрольных, а их качество и соответствие образовательным программам, уверена сенатор. При этом обязательное включение контрольных в учебное планирование повысит прозрачность оценки. И хотя потребует от школ адаптации, в долгосрочной перспективе поможет более эффективной организации учебы.
«Все это призвано снизить избыточную учебную нагрузку, повысить эффективность образования, унифицировать подходы к анализу качества обучения в рамках укрепления единого образовательного пространства страны, — сказал »Парламентской газете» заместитель директора по научной работе Института развития, здоровья и адаптации ребенка доктор педагогических наук Александр Володин. — Поэтому общеобразовательным организациям предстоит пересмотреть календарно-тематическое планирование и соблюдать десятипроцентный лимит на оценочные процедуры».
Стимул для поискаПольза будет и для педагогов, считает учитель начальных классов Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов Нефтекамска Зимфира Юсупова.
«Ограничение выполнения контрольных работ одним или двумя уроками позволит более четко планировать учебный процесс и оценивать знания в оптимальные сроки, — объяснила она «Парламентской газете». — Это также поможет школьникам научиться эффективно управлять своим временем и концентрироваться на задачах, что, безусловно, пригодится им в будущем».
Новые правила могут стать стимулом для педагогов к поиску более эффективных и интересных методов обучения, уточнила Юсупова. «Вместо того чтобы просто натаскивать учеников к контрольным, учителя будут мотивированы развивать у них навыки самостоятельного мышления, анализа и применения знаний на практике», — подчеркнула она.
© Игорь Самохвалов/ПГ Успеть на пике
Проводить контрольные, проверочные и диагностические работы рекомендуется в периоды наиболее высокой умственной работоспособности — на втором — четвертом уроках в середине учебной недели. Нежелательно — после физкультуры.
«Это диктуют методические рекомендации МР 2.4.0331-23 по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях, утвержденные Роспотребнадзором 10 ноября 2023 года», — напомнил Александр Володин.
Такие же требования содержит постановление Главного государственного санитарного врача от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В частности, учебные заведения должны обеспечивать сохранение здоровья и безопасность детей, учитывать динамику их умственной работоспособности, возрастные и индивидуальные особенности, грамотно составлять расписание уроков, чтобы снизить переутомляемость.