«Важная веха на пути преобразований»: экспертная дискуссия об ИИ в высшем образовании прошла в ТюмГУ
В Тюменском государственном университете прошёл форум «Искусственный интеллект в высшем образовании». В мероприятии приняли участие исследователи из ведущих научных центров России, эксперты и представители технологических компаний. Помимо ТюмГУ, организаторами форума выступили Центр трансформации образования СКОЛКОВО и МФТИ.
Форум проводится второй раз, впервые он состоялся в 2024 году. Его ключевая задача — найти решения, которые позволят сократить разрыв между инерционной по своей природе системой университетского образования и теми возможностями, которые дают нейросетевые технологии. Организаторы поставили перед собой цель выработать концепцию образовательных моделей для разных типов университетов, в которых нашло бы место применение ИИ. А также проверить эти модели на соответствие существующим правовым и этическим нормам и определить, по каким причинам университетское сообщество отторгает идеи внедрения ИИ.
© Алексей Дидух «Переосмысление основ»Как отметил в своём обращении к участникам форума министр науки и высшего образования России Валерий Фальков,одним из ключевых явлений будущего технологического уклада станет искусственный интеллект.
«В связи с этим российским университетам предстоит подготовить большое количество квалифицированных кадров, которые будут обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками. Требуется переосмысление самих основ университетского образования — его целей, ценностей, роли в обществе», — заявил министр.
Также по теме Специалист Савинкина рассказала о перспективах ИИ в школьной программе Заместитель директора общеобразовательной школы Наталия Савинкина рассказала о перспективах искусственного интеллекта (ИИ) в программе...В начале форума с докладами выступили эксперты. Один из докладов был посвящён теме использования ИИ преподавателями для проверки знаний студентов. В другом поднималась тема проактивного подхода для применения ИИ в преподавании. Всего участники заслушали более тридцати докладов.
После этого началась командная работа по тематическим трекам. Так, в концептуальном треке шла разработка образовательных моделей с применением технологий ИИ для разных типов университетов. Команда управленческого трека занялась проектированием изменений систем вузовского менеджмента. Другие группы создали проекты правовых поправок, которые нужны, чтобы ИИ-инструменты можно было внедрить в систему образования.
Как отметила генеральный директор Альянса в сфере ИИ Валерия Воробьёва, в ходе дискуссий были представлены различные подходы к использованию ИИ в вузах — как в учебном процессе, так и в управленческой деятельности.
«Сегодня именно энтузиасты прокладывают путь искусственному интеллекту в различные сферы нашего общества. На форуме собрались энтузиасты ИИ в образовании, кто готов трансформировать образовательный ландшафт, расширяя его возможности с помощью новых технологий, и предпринимать шаги по адаптации системы образования к этим изменениям. Мероприятие в ТюмГУ стало важной вехой на пути преобразований высшего образования в условиях стремительного развития искусственного интеллекта», — подчеркнула Воробьёва.
© Алексей ДидухЧтобы действительно внедрить технологии ИИ в образование, важно создать новые форматы образовательных процессов, об этом заявил, выступая на форуме, руководитель отдела разработки Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта ТюмГУ Александр Диденко. По его словам, это необходимо для сближения традиционной вузовской инфраструктуры с новыми технологиями искусственного интеллекта.
Также по теме Мишустин обсудил с главой «Роскосмоса» внедрение искусственного интеллекта Председатель правительства Михаил Мишустин на встрече с главой «Роскосмоса» Дмитрием Бакановым обсудил внедрение искусственного...Нужно, чтобы университеты снова стали ключевыми центрами, задающими передовые тенденции, отметили участники форума. По итогам обсуждения они пришли к выводу, что сегодня очень важно формировать и у студентов, и у преподавателей навыки осознанного и ответственного применения нейросетей при сохранении фундаментальных ценностей образования.
«Важно рассматривать ИИ не просто как средство достижения целей, а как принципиально новую силу, способную радикально изменить сам принцип обучения», — подчеркнул академический директор программы Master in Public Strategy МШУ «Сколково» Сергей Градировский.
Он добавил, что образование должно включать разные режимы обучения, от полного исключения цифровых технологий до полной открытости и свободного использования любых инструментов.
«Здесь важен баланс между традиционным и инновационным подходами», — считает он.
«Крайне важные процессы»ТюмГУ уже официально разрешил студентам использовать ИИ при подготовке выпускных работ. Об этом рассказала в интервью «РИА Новости» директор Школы образования и Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта ТюмГУ Ульяна Раведовская.
Она объяснила, что студенты должны при этом фиксировать, как именно был применён ИИ, а также излагать собственную обоснованную позицию по исследуемому вопросу. Её наличие как раз и отличает авторскую работу от плагиата.
Проведение форума «Искусственный интеллект в высшем образовании» реализуется в рамках программы «Приоритет 2030» (национальный проект «Молодёжь и дети»).
© Алексей Дидух«За прошедший с нашего первого форума год многое изменилось: искусственный интеллект стал умнее и вошёл в нашу повседневность. Его внедрение в практику высшего образования уже не кажется чем-то фантастическим. Университет готов включаться в эти сложные, но крайне важные процессы. Это серьёзный вызов, но мы точно будем над ним работать», — подчеркнул ректор ТюмГУ Иван Романчук.
Отметим, что после форума в ТюмГУ также состоялась Школа ИИ для молодых исследователей — в ней приняли участие студенты и аспиранты из ряда российских университетов.
Ранее на эту тему: Агроэксперт Березнюк рассказал, как ИИ помогает в сельском хозяйствеHR-эксперт Санаева рассказала о влиянии ИИ на рынок трудаВ Минздраве перечислили приоритеты в области ИИ в здравоохранении