Война глазами Евгения Халдея: в Петербурге открылась выставка легендарного советского фотокорреспондента

Война глазами Евгения Халдея: в Петербурге открылась выставка легендарного советского фотокорреспондента

Он шёл фронтовыми дорогами от первого до последнего дня войны, видел освобождение Европы, и именно он сделал знаменитый на весь мир снимок «Знамя победы над Рейхстагом». Ему не довелось снимать в осаждённом городе. Но именно в стенах блокадного музея его фотохроника зазвучала особенным образом. Какие истории стоят за знаменитыми кадрами, о чём рассказывает военная фотохроника Евгения Хаолдея, и почему он сам о войне предпочитал молчать.

Выставка о войне начинается с фотографии последнего мирного дня. Евгений Халдей был в командировке в советской глубинке. Он сделал этот снимок 21 июня перед отъездом в Москву. О том, что завтра была война, расскажет другая фотография. 22 июня, полдень, люди на Ильинке слушают обращение Молотова.

Сразу после начала войны, вооружившись фотоаппаратом Leika, 23-летний Евгений Халдей по заданию ТАСС уезжает на фронт, еще даже не осознавая, что станет единственным советским фотожурналистом, который через объектив покажет будни жителей страны от первых бомбежек до парада Победы. Сотни портретов. И историю жизни практически всех героев своих работ Халдей подробно записывал и затем, в мирное время, не забывал о них.

«Несмотря на условия неподходящие, у него были блокнотики, и он просто записывал. Он ездил по городам, где они жили, он снимал их уже в других условиях, потом – что многие стали получать уже образование. Учиться в институтах. А те, кто жил в Москве, он с ними вообще очень дружил», – рассказала Анна Халдей, дочь Евгения Халдея.

Так родилась серия послевоенных фотографий о легендарных «Ночных ведьмах» — летчицах 588-го ночного бомбардировочного авиаполка.

Но самый известный свой снимок Халдей сделал в Берлине 2 мая 45-го, потратив на это три кассеты и уйму времени.

«Он прилетел в ночь первого мая, прилетел на Темпельховский аэродром. И, безусловно, он понимал, что никакой тряпочкой не обойтись, тут нужен масштаб. И вот масштаб по-халдейски получился. И вот эти вот скатерки, которые позаимствовал он там у завхоза, они сшили. Получилось три хороших знамени», – рассказала Анна Халдей, дочь Евгения Халдея.

А на этой фотографии ближайший соратник Гитлера Герман Геринг на скамье подсудимых военного трибунала. По словам историков, на ход Нюрнбергского процесса повлияли в том числе и фотографии Халдея. Они стали доказательствами зверств и преступлений нацистов. Эти и еще тысячи других черно-белых кадров фотографа хранятся в архивах частной петербургской галереи.

«Все обвиняемые в начале процесса бравировали, улыбались, они думали, что это совсем ненадолго, что это сойдем им с рук. Но потом, после фотографий Евгения Халдея всех этих зверств, которые он смог сфотографировать, он уже понял, что так просто из этого процесса не выйти», – отметил Роан Змелячев, директор галереи «Арт оф фото», соорганизатор выставки.

Создав бесценную хронику Великой отечественной войны, столь значимую в истории не только страны но и всего мира, Евгений Халдей оставался скромным фотографом и как многие, пережившие фронтовые ужасы, ветераны неохотно делился пережитым.

«Вообще по натуре он был очень скромным человеком. Он в течение всей своей жизни никогда не усаживал нас с братом на стульчик и не рассказывал нам экскурсы в историю по своим фотографиям. Он молча выполнял свою работу», – рассказала Анна Халдей.

Мастеру, блестяще снимавшему и знаковые события мировой истории, и бытовые зарисовки, удавалось передавать эмоции, затронуть самые глубокие струны души. В его объективе всегда рядом прошлое и настоящее, война и мир. Тысячи и тысячи черно-белых кадров, ставшие не только бесценной исторической летописью, но и классикой военного репортажа.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

01:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025