Встреча с редакторами учебников истории

Встреча с редакторами учебников истории

Президент провёл встречу с редакторами государственной линейки учебников истории для 5–11 классов и учреждений среднего профессионального образования.

В беседе приняли участие главные редакторы учебников по предметам «История России» и «Всеобщая история»: помощник Президента Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, – а также Министр просвещения Сергей Кравцов.

* * *

В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья!

Мы с вами встречаемся 22 июня. Ровно 84 года назад фашистская Германия напала на нашу страну, началась Великая Отечественная война. И хотел бы отметить, что без всякого преувеличения в основе победы над нацистской Германией и в основе того, что поддерживало духовно, морально поддерживала наш народ, лежали наши традиционные ценности и вера в Отечество. А эта вера закладывалась по разным каналам: и через школу, и через церковь, через наши традиционные религии. Больше того, вы знаете, это лучше, чем кто-либо другой, часто мы слышали, в том числе от противника, что победа была достигнута, вернее, основы этой победы были заложены как раз в школе.

Но, к сожалению, в девяностые годы была утрачена и взаимосвязь, и единая логика исторического процесса и учебных программ. У нас функционировали десятки учебников, в которых излагались исторические факты и оценки давались прямо противоположные. Разобраться в этом было практически невозможно. Конечно, мы всегда за то, чтобы были разные, альтернативные точки зрения, это очевидно. Но какие-то базовые, фактологические вещи должны же излагаться. Это было утрачено.

И более того, я сам, когда мне приносили некоторые из учебников, с удивлением обнаруживал, что там есть все, что угодно, только не правдивая информация о происходивших, скажем, во время той же Великой Отечественной войны событиях. Так, как излагалась, скажем, в некоторых учебных пособиях Сталинградская битва, – это просто без всякого преувеличения уму непостижимо. Всё, что угодно писали, только не то, что именно Советский союз переломил хребет нацизму и положил на алтарь победы такие огромные жертвы. До сих пор сосчитать, по моему, ещё никто не в состоянии. Как минимум 27 миллионов человек. И чего мы только в этих учебниках, учебных пособиях не видели. И откровенную русофобию, и, повторяю, искажение этих исторических фактов.

Ну и ничего здесь удивительного нет, поскольку часто эти учебники, учебные пособия готовились и издавались на иностранные гранты. Это все в известной степени напоминало идеологические компании двадцатых годов прошлого века, когда напрочь искажалась и целыми страницами вычёркивалась история дореволюционной России, как будто её и не существовало, либо она существовала в каком-то искажённом зазеркалье. Хотя именно за тысячу лет русские и другие народы Российской Империи, Московского царства потом Российской Империи, создавали единое государство.

В 2013 году была принята концепция преподавания истории, и на основе этой концепции вы и организовали работу по школьным учебникам с пятого класса, потом колледжи, техникумы и так далее. Чрезвычайно важная работа для сохранения национальной памяти и преемственности поколений. Я вас хочу за это поблагодарить, весь коллектив, всех коллег ваших, которые работали над решением этой важнейшей задачи.

Теперь очень важно, конечно, определиться с так называемой обратной связью. Я просил бы, конечно, Сергея Сергеевича эту работу постоянно проводить. Эта обратная связь от самих школьников, от самих студентов, от преподавателей, которые пользуются этой учебной литературой, и, конечно, от родителей, безусловно. Это чрезвычайно важно, чтобы понимать, как люди относятся, те, на кого рассчитана ваша работа, к тому, что сделано. А если нужно, вы сочтёте возможным, коррективы какие-то вносить – это вам виднее.

Теперь, конечно, очень важным вопросом является вопрос работы над учебниками по обществознанию. Это тоже большая, может быть, даже более сложная работа, она более тонкая. Но хотелось бы тоже от вас услышать оценки того, где мы находимся и как, вы считаете, к этому нужно подойти.

И наконец, учебники, которые вами сделаны, с 5-го и в более старших классах будут использоваться. А раньше? Ведь сознание человека, маленького ребёнка закладывается гораздо раньше. Я уж сейчас не говорю про 1-й, 2-й, 3-й, 4-й классы. Даже в сфере дошкольного образования это тоже очень важно.

Во всех школах сейчас поднимается Российский Флаг и уроки проводятся соответствующие. Но с совсем маленькими ребятишками организовать работу может быть сложнее, потому что доносить информацию до них нужно, конечно, с учётом особенностей маленького ребёнка, с учётом требований и знаний детских психологов. Это совершенно очевидная вещь. Хотелось бы с вами поговорить и на эту тему.

Спасибо.

Продолжение следует.

 

Кремль. Новости Кремль. Новости

16:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025