Work-work balance*. Как меняется рынок труда в Пермском крае?
В рамках первого HR-форума, организованного Пермской Торгово-промышленной палатой, представители бизнеса, власти и рекрутинговых сервисов обсудили актуальные вызовы на рынке труда и эффективные подходы к работе с кадрами. Ключевыми темами стали дефицит специалистов, роль бренда работодателя и практики управления персоналом.Сегмент сегменту розньФорум открылся выступлением руководителя направления продаж hh.ru в Перми Гульфии Мурзакаевой, которая представила подробную аналитику по региональному рынку труда.Данные свидетельствуют, что активность работодателей в Пермском крае снизилась: число размещенных вакансий сократилось на 25 % по сравнению с прошлым годом, при этом количество резюме выросло на 26 %. Это говорит о том, что рынок труда по средним показателям пришел в состояние баланса. Однако сегментный анализ показывает, что далеко не во всех профессиональных сферах установилось равновесие между спросом и предложением. «Дефицит сохраняется в таких ключевых отраслях, как розничная торговля, медицина, строительство, производство. Особенно остро ощущается нехватка линейного персонала», – подчеркнула спикер.По словам Гульфии Мурзакаевой, средняя предлагаемая зарплата в регионе составила 67,8 тыс. рублей, что выше ожиданий соискателей (60 тыс. рублей). Это подтверждает сохраняющуюся конкуренцию за кадры – компании все еще вынуждены повышать предложения, чтобы привлекать сотрудников. Гульфия Мурзакаева выделила сразу несколько ключевых тенденций, определяющих текущее состояние рынка труда в Пермском крае. По ее словам, аномальный рост спроса на персонал в 2023-2024 годах во многом был связан с расширением оборонно-промышленного комплекса – именно предприятия ВПК стали драйверами найма и усилили конкуренцию за кадры. При этом на рынке сохраняется структурное расслоение: острый дефицит «синих воротничков» – рабочих и линейного персонала – сочетается с профицитом офисных специалистов. Рост зарплаты, наблюдаемый в последние годы, напрямую связан с нехваткой кадров, однако в 2025 году темпы этого роста, по прогнозам, начнут замедляться. Тем не менее, дефицит в сегменте рабочих профессий, как прогнозирует эксперт, останется актуальной и острой проблемой как минимум на ближайшие 5-7 лет.Бренд как инструмент наймаПродолжая тему конкуренции за персонал, продакт-маркетинг менеджер брендинговых продуктов hh.ru Анастасия Шавшукова акцентировала внимание на том, что развитие бренда работодателя становится ключевым фактором успеха в найме.«45 % работодателей в России уже системно развивают свой бренд, и 55 % из них имеют в штате отдельных специалистов, которые занимаются этим направлением», – привела статистику спикер.По результатам опроса, инициированного специалистами hh.ru, соискатели отметили, что в первую очередь на странице компании они обращают внимание на отзывы сотрудников. Следом они хотят увидеть информацию о продуктах компании и дополнительных бонусах и возможностях. При этом главное условие – соблюдение честности и прозрачности. «У нас есть всего восемь секунд, чтобы зацепить внимание. Если соискатель увидит противоречие между описанием компании и отзывами – он уйдет», – резюмировала Анастасия Шавшукова.Опыт Пермской целлюлозно-бумажной компании (ПЦБК) выходит за рамки классического HR и включает элементы создания профессиональных сообществ. Ольга Коршунова, директор департамента управления персоналом ООО «ПЦБК», рассказала, что в рамках управления персоналом предприятие взяло фокус на создание сообществ, объединяющих представителей разных направлений деятельности организации. Компания активно развивает взаимодействие технологов, подрядчиков и даже студентов-практикантов, задействуя их в различных образовательных проектах. К примеру, на предприятии создали серию обучающих курсов, в рамках которых сотрудников учат решать рабочие задачи с использованием искусственного интеллекта. Еще одной важной практикой ПЦБК стали сессии, где сотрудники разных направлений предлагают идеи для развития компании. «Задача этих встреч – сделать так, чтобы сотрудники получили признание, чтобы их идеи услышали и увидели», – поделилась Ольга Коршунова. Платформа для развитияРешение кадровых задач – это важнейшая часть работы не только бизнеса, но и органов власти. Первый заместитель главы администрации Перми Яна Фурман представила практики вовлечения молодежи и подготовки кадров со стороны администрации Перми.Одним из ключевых проектов является «Пермский бизнес-инкубатор» – площадка для поддержки технологических и креативных стартапов. Здесь молодые предприниматели работают бок о бок с крупными компаниями, получают менторскую поддержку и реальные заказы. Системная работа с молодежью строится и в формате открытых мероприятий. Администрация проводит «Дни молодого специалиста» (экскурсии в здании администрации с возможностью пообщаться с главой города) и конкурс студенческих проектов. Формирование кадрового потенциала ведется в тесной связке с образовательной системой: в Перми действуют профильные классы, реализуются проекты «Профессионалитет» и «Передовые инженерные школы». Все это формирует систему, в которой работа с кадрами начинается задолго до трудоустройства.*Баланс трудовых ресурсов