Юристы: надо удалить все продающие посты из Instagram* и Facebook* к сентябрю

Юристы: надо удалить все продающие посты из Instagram* и Facebook* к сентябрю

1 сентября 2025 года вступит в силу запрет на распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных организаций, деятельность которых в России признана нежелательной. В этот список входят, например, соцсети Instagram* и Facebook*. В онлайн-эфире на Profi.Travel юристы рассказали о том, как туркомпаниям подготовиться к новым правилам и снизить риски штрафов. В числе рекомендаций — почистить свои соцсети от всех постов, которые можно счесть рекламными.

«Пост, размещенный до 1 сентября 2025 года и нарушающий правила, которые вступили в силу с этой даты, относится к длящимся правонарушениям. Особенно в том случае, если опубликованная в нем информация актуальна на 1 сентября. Такие посты однозначно нужно удалять», — объяснил ведущий юрист компании «Байбородин и партнеры» Максим Ковалевский.

На вопрос, стоит ли избавляться от тех рекламных постов в Instagram* и Facebook*, которые уже не актуальны, по словам юриста, однозначного ответа пока нет. Это покажет только время и практика. Однако тем, кто предпочитает перестраховаться, он советует удалить и их.

«Я тоже всегда придерживаюсь формулы: «Если сомневаешься — удали», — подтвердила юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская. — Тем более, что сегодня стоит осознанно подходить к своим старым публикациям еще и с точки зрения авторских прав. Это еще один стимул почистить свою ленту, чтобы не рисковать лишний раз. Пока времени достаточно, вовсе не обязательно исчезать на два дня, чтобы разобраться со всеми постами сразу, это можно делать постепенно».

По ее словам, оставшиеся до сентября месяцы можно использовать и для того, чтобы привести свои публикации к единому формату подачи, а также диверсифицировать каналы продвижения — начать развивать те соцсети, которые на данный момент остаются неохваченными.

Юристы также ответили на вопрос, какие публикации в соцсетях госорганы могут признать рекламными. Во-первых, те, в которых содержится призыв к действию в отношении конкретных услуг, например: «Купите этот тур!». Во-вторых, те, которые выделяют конкретный турпакет, отель, авиаперелет и т.д. из общего ассортимента.

«Именно поэтому, когда вы пишете пост или записываете видео, допустим, о каком-то отеле, лучше делать это в едином стиле. Чтобы вы могли потом доказать, что этот пост не выделяет конкретный объект, ведь у вас масса подобных публикаций и все они — примерно одинаковые», — пояснила Мария Чапиковская.

Информирование об акциях и спецпредложениях само по себе тоже не является рекламой, подчеркнула она. Но тоже только в том случае, если такие посты появляются в соцсетях туркомпании регулярно.

Как добавил Максим Ковалевский, согласно разъяснениям ФАС, информационные обзоры не считаются рекламой, а значит, чтобы подстраховаться, можно затачивать свои посты под обзоры нескольких отелей или предложений туроператора. «При этом все равно важна „начинка“, формулировки, которые вы используете. Наличие или отсутствие каких-то „кричащих“ элементов, которые выделяют именно это предложение из всех прочих. Поэтому лучше приводить свои посты к единообразию», — согласился он с коллегой.

Мария Чапиковская перечислила четыре признака, по которым можно определить, могут ли надзорные органы счесть ваш пост рекламой: «Я для себя определила четыре вопроса, которые надо задать себе по поводу публикации:

Отличается ли этот материал от остальных по подаче и исполнению? Есть ли в нем призыв на приобретение конкретных услуг? Есть ли в материале выделение конкретных услуг по сравнению с остальными — стилистически, графически, визуально? Есть ли в описании услуг или объектов сравнение в пользу тех, о которых вы пишете сейчас? То есть, говорите ли вы, что именно этот тур или отель — самый лучший?

Если вы хотя бы на один вопрос ответили утвердительно, значит в вашем посте есть признаки рекламы».

Юристы добавили, что турфирмам, которые работают как ИП, не стоит надеяться на то, что в случае претензий Роскомнадзора они легко заплатят штраф, а потому сейчас можно ничего не менять. Во-первых, от 5 до 20 тыс. рублей придется заплатить за каждый пост, признанный рекламным. Во-вторых, нет гарантии, что ответственность за это нарушение не усилят, и штрафы не вырастут в дальнейшем.

*Входят в группу Meta, которая запрещена в России

Туристы жалуются на то, что месяцами не могут вернуть деньги, заплаченные за отдых в гостиницах Анапы. Из-за выброса мазута многие путешественники решили отказаться от поездки на этот курорт, но отельеры не возвращают средства. В Министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края утверждают, что возвраты будут, но позже: сейчас гостиницы в тяжелом положении.

Сегодня телеграм-канал SHOT написал о ситуации с отелем «Джамайка». По словам туристки Альфии, на которую ссылается издание, уже третий месяц ее семья не может вернуть предоплату и оплатить себе новый вариант отдыха. Это не единственные пострадавшие. Несостоявшиеся гости отеля создали общий чат, к которому присоединились 26 человек. Общая сумма долга — примерно 3 млн руб. Туристы написали досудебную претензию и обращение в Роспотребнадзор.

В самой гостинице задолженность не отрицают и обещают вернуть деньги. «Гости, принявшие решение аннулировать путевки в отель, массово писали заявления. Мы делаем всё возможное, чтобы сократить очередь, образовавшуюся по возвратам. Часть денежных средств уже поступила на счета гостей, остальные обязательно получат свои деньги», — цитирует портал «Живая Кубань» слова директора отеля Андрея Бакуменко. Еще один вариант — перенести бронирование на другие даты, эта акция будет действовать три года. Но туристов тоже можно понять — отдохнуть они хотят уже этим летом.

Бакуменко подчеркнул, что отель ни на день не останавливал работу, не увольнял сотрудников и делает всё возможное, чтобы отдых каждого гостя был максимально комфортным даже в сложившихся условиях.

Ранее аналогичные новости появлялись и про другие отели Анапы.

Проблемой заинтересовалось минтуризма региона. «Средства размещения, расположенные в зоне ликвидации последствий экологической катастрофы, вызванной крушением танкеров в Керченском проливе, в настоящее время работают в условиях режима чрезвычайной ситуации федерального уровня. Ввиду того, что загрузка средств размещения не соответствует прогнозируемому туристскому потоку, произошла существенная нагрузка на бюджеты средств размещения», — приводит РИА «Новости» комментарий ведомства.

Там подтвердили: выплаты, действительно, производятся с отклонением от установленного срока.

«Министерство на постоянной основе осуществляет взаимодействие со средствами размещения, расположенными в границах муниципального образования город-курорт Анапа. Все денежные средства, перечисленные за бронирование, гарантированно будут выплачены в полном объеме», — сообщает минтуризма.

По словам адвоката Клуба защиты прав туриста Маргариты Еремеевой, турист вправе отказаться от услуги по размещению, а исполнитель обязан вернуть денежные средства за минусом фактически понесенных расходов.

Ранее ведущий юрист компании «Байбородин и партнеры» Максим Ковалевский пояснял: если отказ от услуг заявляется до заезда, то денежные средства должны быть возвращены в полном объеме. Если после — за вычетом стоимости первых суток.

Правда, Маргарита Еремеева отметила, что фактические расходы могут быть как у средства размещения, так и у туроператора, весь вопрос в их документальном подтверждении.

Юрист также напомнила, поправки о невозвратных тарифах на сегодняшний день не приняты. «За возвратом необходимо обращаться к тому, с кем был заключен договор, кто произвел бронирование, а также получил денежные средства», — отметила юрист.

По ее словам, заявление или претензия должны быть рассмотрена в течение 10 дней, после этого турист вправе обратиться в суд.

Правда, не факт, что возврат в таком случае произойдет быстрее, чем от самого отеля, но сумма может быть больше. Как рассказывали юристы, в судебном порядке турист может предъявить требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), компенсации морального вреда, штрафе, предусмотренном ЗоЗПП (ч. 6 ст. 13). Если такие суды станут массовыми, подобная финансовая нагрузка может привести к закрытию отелей, предупреждают в отрасли.

Туроператоры надеются, что этого не произойдет. «Какой-то поток туристов сохранится, они помогут продержаться на плаву, — прокомментировала ситуацию директор по продукту компании «Мультитур» Евгения Кизей. — По Крыму также был спад несколько лет подряд, но отели все на месте».

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

20:07
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025