Законотворчество Совета судей РФ: модернизация, цифровизация, поддержка судей

Законотворчество Совета судей РФ: модернизация, цифровизация, поддержка судей

Совет судей Российской Федерации в этом году претендует на статус ведущего драйвера реформ в судебной системе страны. Инициированные им законопроекты посвящены социальной поддержке судей, цифровизации судопроизводства, реформе мировой юстиции и оптимизации судебной нагрузки. Насколько эти меры при поддержке Верховным Судом РФ способны модернизировать правосудие, сделать его более доступным и эффективным – в обзоре РАПСИ.

Социальная поддержка судей: новые гарантии для повышения статуса

Одним из приоритетных направлений работы Совета судей стало усиление социальных гарантий для судей, что особенно актуально в условиях высокой нагрузки и кадрового дефицита. За последний год Совет судей разработал несколько законопроектов, направленных на улучшение материального обеспечения судей и устранение неравенства в расчете их пожизненного содержания.

Ключевой законопроект касается пересчета ежемесячного пожизненного содержания (ЕПС) судей. Сегодня, согласно Закону РФ «О статусе судей в РФ», размер ЕПС рассчитывается исходя из последней должности судьи, даже если ранее он занимал более высокую должность с большим вознаграждением. Например, судья, перешедший из областного суда на должность председателя районного суда, теряет право на более высокое ЕПС, которое он заработал ранее. Совет судей предложил исчислять ЕПС по самой высокой должности за всю карьеру судьи. Эта мера, направленная в Верховный Суд для реализации в порядке законодательной инициативы, должна стимулировать квалифицированных судей оставаться в системе, даже если они переходят на менее статусные должности, а также устранить несправедливость в пенсионном обеспечении.

Второй законопроект касается бывших судей, ушедших с должности до введения института отставки. В отличие от судей в отставке, для них при расчете ЕПС не учитывается ежемесячное денежное поощрение, введенное в 2012 году, что ставит их в неравное положение. Совет судей предложил максимально приблизить порядок исчисления ЕПС для этой категории к действующим стандартам, а для бывших судей без квалификационного класса — рассчитывать ЕПС исходя из вознаграждения судьи на аналогичной должности, но без учета оклада за класс. Учитывая, что большинство таких судей — ветераны труда преклонного возраста, эта инициатива направлена на обеспечение им достойного уровня жизни и устранение дискриминации.

Еще одна инициатива касается судей в новых субъектах РФ — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. В рамках федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 года Совет судей участвовал в подготовке проектов законов «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан». Законопроекты устанавливают порядок учета выслуги лет, назначения ЕПС и выходного пособия для судей, работавших в этих регионах на 30 сентября 2022 года. Это особенно важно для судей, покинувших территории из-за конфликта, но сохранивших право на социальные гарантии. Документы направлены в Верховный Суд для дальнейшего рассмотрения.

Наконец, Совет судей предложил учитывать дополнительную жилую площадь (20 кв. м), на которую имеют право судьи, при расчете компенсации за наем жилья. Сегодня, согласно постановлению правительства № 1255 от 2020 года, эта площадь не учитывается, что приводит к занижению компенсаций для судей, не обеспеченных служебным жильем. Законопроект призван устранить это неравенство и обеспечить судьям условия, соответствующие их статусу.

Эти инициативы демонстрируют стремление Совета судей защитить права судейского корпуса, повысить его стабильность и привлекательность профессии. 

Цифровизация правосудия: от зала заседаний к цифровой экосистеме

Цифровизация судебной системы — еще одно ключевое направление работы Совета судей, которое получило новый импульс в последние годы. На X Всероссийском съезде судей в декабре 2022 года Верховный Суд при поддержке Совета судей представил законопроекты, направленные на внедрение современных технологий в судопроизводство. Эти инициативы нашли отражение в дальнейших разработках, обсуждавшихся на заседаниях Совета судей в 2024–2025 годах.

Одно из главных предложений — постепенный переход к «электронным судам». Председатель Совета судей Виктор Момотов отмечал, что к 2030 году планируется полностью перевести судопроизводство в онлайн-формат: от подачи иска до участия в заседаниях и получения решений через портал «Госуслуги». Для этого потребуется внести изменения в процессуальные кодексы, закрепив электронную форму судебных постановлений, отказ от письменного протоколирования в пользу аудио- и видеозаписи, а также внедрить электронный документооборот между судами разных уровней. По словам Момотова, уже сейчас более 2,7 млн граждан создали личные кабинеты в сервисе «Электронное правосудие», подав через них 22 млн обращений в суды общей юрисдикции. Это подтверждает востребованность цифровых решений, особенно в удаленных регионах.

Новая инициатива касается извещений участников арбитражного процесса. Сегодня суды используют «Почту России», что часто приводит к задержкам и сбоям в доставке. Совет судей предложил обязать юридические лица и ИП указывать при регистрации адрес электронной почты для внесения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а также создать для них личные кабинеты на «Госуслугах». Извещения должны направляться через эти каналы, что сократит сроки рассмотрения дел и бюджетные расходы. Законопроект направлен в Верховный Суд.

Кроме того, Совет судей акцентировал внимание на необходимости подготовки кадров для цифровизации. Момотов предложил ввести в Российском государственном университете правосудия специальность «юрист-программист по обеспечению судебного процесса», чтобы избежать аутсорсинга IT-задач и повысить эффективность внедрения технологий. Это особенно актуально в условиях дефицита IT-специалистов в судебной системе, где зарплаты неконкурентоспособны по сравнению с частным сектором.

Однако цифровизация сталкивается с проблемами. Высокий износ техники, устаревшее программное обеспечение и недостаток серверных мощностей тормозят прогресс. Без решения этих вопросов, как отметил Момотов, полноценная информатизация останется недостижимой целью. Тем не менее первые шаги уже сделаны: в Москве и Санкт-Петербурге через МФЦ граждане могут подавать иски в электронном виде, получать доступ к материалам дел и направлять исполнительные листы приставам.

Реформа мировой юстиции: от «конвейера» к качественному правосудию

Мировая юстиция, как низовое звено судебной системы, остается одним из самых проблемных направлений. Еще в 2021 году Виктор Момотов назвал работу мировых судей «конвейером», который «выхолащивает человеческую сущность правосудия». Нехватка техники, канцелярских принадлежностей и финансирования приводит к высокой текучести кадров, а вакансии на должности мировых судей остаются незаполненными годами.

Совет судей разработал законопроект, направленный на установление нового порядка формирования структуры и штатного расписания аппарата мировых судей. Документ, внесенный на рассмотрение Госдумы, предусматривает обязательное взаимодействие органов власти субъектов РФ с региональными советами судей при определении этих параметров. Это должно предотвратить необоснованное сокращение штатов и повысить качество работы мировой юстиции. Момотов подчеркнул, что мировые судьи не должны зависеть от усмотрения регионов в вопросах финансирования и кадров, призвав советы судей субъектов активнее решать эти проблемы, а при необходимости обращаться в Совет судей РФ.

Еще одна инициатива касается интеграции мировых судей в единое информационное пространство федеральных судов. Законопроект обязывает использовать на всех судебных участках единые программно-аппаратные средства, переданные в ведение Судебного департамента при ВС РФ. Это повысит доступность правосудия, усилит информационную безопасность и унифицирует процессы делопроизводства.

На заседании Президиума Совета судей 6 февраля 2025 года была предложена идея минимальных нормативов организационного обеспечения мировой юстиции для всех регионов, которые могут быть реализованы через межведомственные соглашения. Это могло бы стать системным решением проблем финансирования и кадрового обеспечения.

Вопросы оплаты труда мировых судей также обсуждались на заседании 3 апреля 2025 года. Сегодня фонд оплаты труда рассчитывается исходя из среднего квалификационного класса и выслуги лет, а не максимальных показателей, что приводит к недофинансированию в регионах, где большинство судей имеют высокий класс и стаж. Совет судей предложил решать этот вопрос комплексно, в рамках разработки законопроекта о повышении уровня оплаты труда судей, предусмотренного планом мероприятий X Всероссийского съезда судей.

Оптимизация нагрузки на судей: нормы и перераспределение дел

Рост нагрузки на судей остается одной из самых острых проблем судебной системы. По данным Совета судей, в 2024 году суды первой инстанции рассмотрели 42 млн дел против 39 млн в 2023 году и 37 млн в 2020 году. Мировые судьи в среднем рассматривают 500 дел в месяц, районные судьи — 60, арбитражные — 170. Для решения этой проблемы Совет судей разработал проект Федерального закона «О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов РФ».

Законопроект закрепляет научно обоснованные нормы нагрузки, которые утверждаются Советом судей по представлению Судебного департамента. Эти нормы должны учитываться при планировании штатной численности и перераспределении вакансий. Кроме того, документ предусматривает надбавку за превышение норм нагрузки — до 4 должностных окладов в год. Законопроект направлен в Верховный Суд и, в случае принятия, может повысить качество правосудия и материальное обеспечение судей.

Еще одна мера — пересмотр границ апелляционных судебных округов. Сегодня нагрузка на апелляционные суды общей юрисдикции распределена неравномерно, а гражданам приходится преодолевать большие расстояния для участия в заседаниях. Совет судей предложил включить Калининградский, Новгородский и Псковский областные суды, а также Пермский краевой суд во второй апелляционный округ, исключив их из первого и четвертого округов. Это обеспечит более равномерное распределение дел и повысит доступность правосудия. Законопроект направлен в Верховный Суд.

Совет судей также поддержал инициативы Верховного Суда по снижению нагрузки через обязательное судебное примирение. По данным 2023 года, более 90% гражданских дел в судах общей юрисдикции — иски до 100 тысяч рублей, многие из которых могли бы решаться досудебно. Введение примирения, обсуждавшееся на совещании делегатов X Всероссийского съезда судей в 2022 году, позволило бы разгрузить суды и ускорить урегулирование споров.

Заключение: курс на модернизацию и вызовы реализации

Первый год работы Ирины Подносовой на посту главы Верховного Суда РФ показал, что многие инициативы Совета судей находят поддержку на высшем уровне. Совместная работа Совета и ВС РФ создает основу для дальнейших реформ, которые способны сделать судебную систему более современной и ориентированной на запросы общества. 

Инициативы Совета судей РФ отражают стремление к системной модернизации судебной системы России. Однако реализация этих законопроектов сталкивается с рядом вызовов. Недостаточное финансирование, неравномерная техническая оснащенность судов и дефицит квалифицированных кадров, особенно IT, могут затормозить прогресс. Впрочем, решение этих проблем находится не в сфере влияния Совета. 

 

РАПСИ РАПСИ

09:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025