Застрявший на Северном морском пути газовоз почти добрался до Китая
Танкер СПГ, который перевозит партию с «Арктик СПГ — 2», подходит к Китаю. Судно станет уже шестым подряд танкером, который привезет санкционный груз в КНР. До этого судно неледового класса застряло на Северном морском пути, где ему прошлось простоять не менее недели.
Танкер Artcic Metagaz покинул Северный морской путь и уже завершает обход Японии с юга, направляясь в Китай. Об этом говорят данные АИС судов.
До этого в КНР разгрузились уже пять газовозов с партиями с санкционного «Арктик СПГ — 2» и большая часть сделала это в южном порту Бейхай. При текущей скорости в 10 узлов Artcic Metagaz доберется до него за 8 дней. Само судно указывает прибытие в неизвестную точку 27 сентября.
Газовоз покинул Мурманск 19 августа и пошел по Северному морскому пути. 29 августа, однако, танкер встал в Восточно-Сибирском море — у края ледового поля. И маневрировал у него не менее недели. Очевидно, газовоз пошел дальше вдоль берега в сопровождении ледокола. Это стандартный маршрут этого сезона навигации из-за ледовой обстановки в регионе.
Традиционно в августе весь Северный морской путь превращается в открытую воду, однако изменения показали всю сложность прохода Севморпути судами неледового класса, которые еще и находятся под санкциями и пытаются сэкономить и на ледовой проводке, которая может стоит сотни тысяч долларов.
Изначально обслуживать «Арктик СПГ — 2» должны были ледоколы ледового класса. Однако из-за санкций проект не смог получить танкеры СПГ из Южной Корее. На российской судоверфи «Звезда» сдача судов также задерживается.
«Важным шагом станет переход к круглогодичной навигации в восточном секторе СМП. Именно этот подход был заложен в транспортную стратегию проекта „Арктик СПГ 2“. К сожалению, санкционные ограничения в отношении данного проекта не позволили нам получить суда с ледовым классом, построенные на корейской верфи», — говорил на Восточном экономическом форуме зампредседателя правления «Новатэка» Евгений Амбросов.Всего до конца навигации по Северному морскому пути с «Арктик СПГ — 2» и из плавучего хранилища на Камчатке могут доставить до 10 грузов — до 900 млн кубометров газа в виде СПГ. Это не очень крупные объемы для проекта, который уже может работать на мощности более 17 млрд кубометров в год, но символические.
Проект начали запускать еще в декабре 2023 года, однако прямые санкции США привели к тому, что конечные потребители опасались вторичных санкции и доставка в Китай началась только с конца августа 2025 года.
Как сообщало EADaily со ссылкой на Bloomberg, Китай, по всей видимости, создаёт систему для регулярных закупок СПГ с санкционного проекта. Источники рассказали агентству, что китайские власти определили терминал в Бэйхае для приёма санкционных грузов.
«Выбрав единый порт с ограниченным международным присутствием, Пекин сможет защитить свой газовый сектор от ответных мер», — писало Bloomberg.
Эксперты отмечали, что поставки могут носить сейчас и символический характер, так как Китай демонстрирует решимость защищать собственные интересы в разгар торговых переговоров с США.