Застрявший на Севморпути нефтяной танкер выбирается вдоль берега и с ледоколом
Танкер Leo, который перевозит до 156 тыс. тонн нефти из Мурманска в Китай, пятый день пробирается вдоль льдов в середине Северного морского пути. Судно неледового класса вынужденно идет вдоль берега в сопровождении ледокола.
Танкер Leo перевозит партию российской нефти в Китай из Мурманска и еще 7 сентября вынужден был остановить свой ход в Восточной-Сибирском море. Очевидно, из-за льдов, которые все еще остаются на этом участке Северного морского пути и вносят серьезные коррективы в движение судов в этот сезон навигации.
По данным АИС судов, 275-метровый танкер неледового класса маневрировал и неспеша спустился почти к береговой линии и пошел вдоль нее, где есть открытая вода. Судя по данным, Leo идет в сопровождении ледокола «50 лет Победы», который прокладывает путь танкеру даже вдоль берега.
За пять дней судно преодолело всего 153 мили. И, как показывают данные АИС судов, танкер перенес сроки доставки нефти в Китай с 27 сентября на 2 октября.
Еще раньше, 29 августа, в том же районе Восточно-Сибирского моря застрял газовоз Arctic Metagaz, который перевозит сжиженный газ с санкционного проекта «Арктик СПГ — 2». Где сейчас находится судно, неизвестно. Известно, что ему пришлось маневрировать в том районе не менее недели. Возможно, оно прошло вдоль берега с более ранней проводкой ледоколом «Сибирь» или следует сейчас с ледоколом «50 лет Победы».
Оба танкера неледового класса стали единственными известными судами, кто пострадал от сложившейся ледовой обстановки в Восточно-Сибирском море в этом сезоне навигации. Другие суда, включая нефтяные танкеры и газовозы «Ямал СПГ», проходят Северный морской путь по плану, но в Восточно-Сибирском море также вынуждены идти вдоль берега. Очевидно, в районе образуются торосы, которые угрожают и судам высшего ледового класса.
Танкеры неледового класса Leo и Arctic Metagaz пошли по Севморпути самостоятельно. Возможно, фрахтователи не хотели нести повышенные затраты, так как сами суда еще и находятся под санкциями США и ЕС. По данным калькулятора «Главсевморпути», ледокольная проводка Leo по одной из семи зон Северного морского пути обойдется заказчику почти в $ 500 тыс.
Северный маршрут сокращает время доставки нефти и газа из России в Азию почти вдвое. Однако российским компаниям не хватает судов ледового класса.
«Важным шагом станет переход к круглогодичной навигации в восточном секторе СМП. Именно этот подход был заложен в транспортную стратегию проекта „Арктик СПГ 2“. К сожалению, санкционные ограничения в отношении данного проекта не позволили нам получить суда с ледовым классом, построенные на корейской верфи», — говорил на Восточном экономическом форуме зампредседателя правления «Новатэка» Евгений Амбросов.